Человек рассеянный

Забавное детское стихотворение Самуила Маршака рассказывает нам о несуразном поведении мужчины, который то надевает сковороду на голову вместо шляпы, то садится в отцепленный вагон, отправляясь в путешествие…

Безобидная, казалось бы, черта, вызывающая иронию и смех, грозит нешуточными последствиями для сохранности души. Что же такое рассеянность? И кто он такой – человек рассеянный?

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.

С. Я. Маршак

Забавное детское стихотворение Самуила Маршака рассказывает нам о несуразном поведении мужчины, который то надевает сковороду на голову вместо шляпы, то садится в отцепленный вагон, отправляясь в путешествие…

Безобидная, казалось бы, черта, вызывающая иронию и смех, грозит нешуточными последствиями для сохранности души. Что же такое рассеянность? И кто он такой – человек рассеянный?

Если бы человек рассеянный однажды проснулся с ясным умом и увидел свою жизнь, как на ладони, он смог бы поделиться своими чувствами и мыслями, которые прорываются в нем, но не находят места, где прижиться, из-за воцарившейся в душе суеты.

«Если бы меня попросили охарактеризовать одним словом мою жизнь, это было бы слово «усталость». И хотя никакого физического труда, сверхъестественных нагрузок или проблем со здоровьем нет, я все равно смертельно устаю. Такое чувство, что уже само утро приносит не бодрость, а усталость. Но чашка кофе, душ, пара звонков и любимые мелодии по радио приводят меня в чувство, и я начинаю свой день. День, который вновь окончится усталостью и пониманием, что я ничего не успел сделать, ровным счетом ничего…»

Если бы наши потомки снимали фильм о нас сегодняшних, то портрет современного человека был бы примерно следующим: средних лет мужчина, постоянно куда-то спешащий. Он старается объехать пробки в городе, выбрать кратчайший путь к намеченному месту, он всегда полубежит, спешит, ведь у него много дел. В руках у него непременно телефон, этот новый орган современного человека, который порой важнее руки или даже головы. Человек возбужденно говорит или быстрыми привычными движениями пальцев набирает короткие сообщения. Он всегда не успевает, суетится. Все проблемы он старается уладить одновременно, и этот ритм жизни делает его крайне напряженным.

Юлий Цезарь?

«Я порой ненавижу свой телефон и все эти гаджеты. Там всегда есть что-то для меня. В телефон загружены всевозможные приложения, и то и дело мне кто-то звонит, пишет, выходит на связь. Я в прямом смысле слова сплю с телефоном. В наше время никого не удивить способностями Юлия Цезаря, сейчас многие могут делать одновременно несколько дел».

Отчего маршаковский человек рассеянный делает такие странные вещи? Ну, например, зачем он натягивает на пятки вместо валенок перчатки или почему отправляется в кассу покупать бутылку квасу?

Если в реальной жизни спросить у человека рассеянного, почему так вышло, то ответ чаще всего будет таким: «Голова забита делами». Рассеянный человек не способен сосредоточиться на том, что он делает. Выполняя какую-то сверхважную работу, он отвлечется на попутно возникающие вопросы. Станет решать их, а сам будет думать о заброшенной работе. Разговаривая о «важном», он то и дело будет отвлекаться на звонки, смс и послания в социальных сетях. Вернувшись после работы домой, он примется думать о проблемах на работе, раздражаясь на близких. Придя на работу, станет корить себя, что так мало времени проводит с семьей и совсем не знает, чем живут его родные. Суть в том, что его мысли редко заняты тем, что он непосредственно в данный момент делает. Вопреки словам известного психиатра Карла Ясперса, который сказал, что «человек становится тем, кем он есть, благодаря делу, которое он делает своим», человек рассеянный одновременно везде и нигде. «Отдаться делу» требует сосредоточенности ума, воли и душевных сил, отсутствия суеты и наличия твердости. Именно этого и не хватает человеку рассеянному.

В его телефоне висит множество пропущенных вызовов, смс, писем. Он ужасается объему обрушившихся дел и информации, но в глубине души сам отчаянно жаждет этого. Ведь это создает образ самого себя как человека востребованного, нужного, значимого. Сколько бы ни негодовал человек рассеянный на «кучу дел» и на то, что «все от него чего-то хотят», в действительности он ищет этого. Это можно понять, если оставить его без телефона и возможности «решать дела». Состояние беспомощности быстро сменится раздражением, которое в свою очередь превратится в уныние и даже рискует перерасти в депрессию.

Кто такой рассеянный?

Может создаться обманчивое впечатление, что рассеянный человек – это исключительно занятой, деловой человек. В действительности это не совсем так. Рассеянность – это личностная особенность человека, не внимающего себе и живущего нерадиво, отдаваясь сиюминутным импульсам. Поэтому рассеянным может быть и тот, кто не имеет всех благ цивилизации, живет ограниченной социальной жизнью. От него часто можно услышать жалобы на то, что «время летит» и уходит неизвестно куда. И если быстротечность времени всегда волновала ум и душу человека думающего, то вопрос о том, куда оно уходит и почему дни однообразны и наполнены суетой, чаще озвучивает именно человек рассеянный. Он станет отвлекаться на каждую мелочь, встав с постели. Список важных дел может так и остаться «мертвым» листком бумаги, потому что до дела-то никак не добраться по причине разных незапланированных остановок на пути к списку. Проблема в том, что поставленная цель остается только внешним фактором, душа рассеянного не отдана ничему конкретно.

Рассеянность как порок, безусловно, относится и к мужчине, и к женщине – грех не имеет половых отличий. Хотя, если вспомнить, изначально мужчина-охотник ориентирован на добычу, должен иметь быструю реакцию и смотреть по сторонам, спасаясь от опасностей и идя по следу «мамонта». Женщина же как хранительница очага имеет иную задачу: она сидит дома и, углубившись в себя, свои мысли, занята тем, что видит перед собой: очаг, дитя, насущные бытовые задачи. Возможно, это отличие играет свою роль в том, что женщина по природе своей более склонна к самоанализу и самокопанию, мужчина же в определенной степени должен «смотреть по сторонам», и углубиться в себя ему, возможно, по этой причине сложнее.

Не тратить время даром

«Отдыхать я не умею и даже не люблю. Точнее, я за активный отдых, так будет правильнее. Хотя иногда со мной происходят странные вещи. Бывает, что я могу проспать выходные. В прямом смысле слова. Встану выпить чаю или съесть что-то – и снова спать. Видимо, организм требует такого отдыха. Но, признаюсь честно, я вовсе не чувствую себя отдохнувшим. Наоборот, после таких спячек меня одолевает уныние, и я не могу сразу войти в привычную колею. Но жизнь берет свое, и через короткое время я снова на коне, и жизнь бурлит…».

Человек рассеянный не умеет отдыхать. Не зря один известный врач сказал: «Кто не умеет отдыхать, тот не умеет и работать». Отдыху, как и своей работе, нужно уметь отдаться. Человек рассеянный поедет в тур, но там первым делом станет искать wi-fi, узнавать, есть ли спутниковое ТВ, листать журналы, просто ходить по магазинам или же пить спиртное. Даже на отдыхе он будет привычно суетиться, создавая вокруг себя ореол занятости, важности и исключительности. Как бы ни говорил он о том, что для него удовольствие – полежать с книгой среди природы, долго пролежать так он не сможет. Скорее всего, снова и снова будет находиться что-то, отвлекающее его. Так же будет и с «домашним» рассеянным. Он будет открывать книгу, включать телевизор, отвечать на звонки, словом, делать что угодно, лишь бы не отдаться хотя бы на короткое время отдыху.

Иногда, впрочем, человека рассеянного сбивает с ног болезнь. Болеть он тоже не умеет. Любая хворь требует от человека сосредоточения на своем физическом состоянии, лечении, на самом себе. Для рассеянного это наказание. Он скажет, что ему некогда болеть, и, оправдавшись неотложными делами, станет привычно «что-то делать». Наверное, именно для него были созданы все быстродействующие препараты. У рассеянного нет времени на боль! Всем известно губительное действие «эффективных» быстрых таблеток на систему органов и организм в целом. Так происходит и с душой рассеянного, не умеющего переносить тяготы и скорби. Отдаться какому-то одному переживанию для него попросту невозможно.

Движение – жизнь?

«Меня очень устраивает моя должность. С одной стороны, я руководитель и в моем подчинении люди. С другой стороны, я не тот начальник, от которого что-то реально зависит. Моя функция – это держать под контролем все, что происходит в нашем отделе. Это забирает немало сил – человеческий фактор, понимаете ли…»
Несмотря на то что человек рассеянный, казалось бы, постоянно находится в движении, он мало способен на реальное действие, поступок.

Он станет обходить ситуации, где от него требуется выбор, принятие решения с последующим несением ответственности за него. В таких случаях он станет говорить: «Время покажет», «Все самой собой образуется». Это может выглядеть как философия успешного человека, в действительности же это страх перед сосредоточенным взвешенным решением, за которое придется отвечать как в случае удачи, так и в случае провала. Каким бы оригинальным и неординарным ни слыл человек рассеянный, он по сути своей живет, как большинство или как положено. У него попросту нет душевных и духовных сил что-либо искать, а затем отстаивать найденное, пусть даже перед самим собой. Именно поэтому он легко соглашается с мнением начальника или любого авторитета. У него есть прочный запас «авторитетных мнений» на все случаи жизни. Именно о нем, человеке рассеянном, сказано, что он хозяин своего слова: «захотел – дал, захотел – взял обратно». Причина тому – отсутствие ценностного фундамента, а в таком случае жизнь будет идти «по ветру».

Мелочи жизни

«Я люблю свою жену. Конечно, с годами накал чувств поутих, и мне определенно не хватает того, что было раньше. Но она внимательный друг, заботливая хозяйка. Мне комфортно с ней. Но, приходя на работу, я вижу милую улыбку нашей секретарши. Никаких терзаний и мук совести, я улыбаюсь ей и будто приглашаю к легкому флирту. После она обижается, что я становлюсь холодным. Пытался объяснить несколько раз, что мои улыбки, комплименты и «разговоры за жизнь» – это лишь такая ни к чему не обязывающая игра, но увидел в ее глазах слезы. Жена в том же духе. Может обидеться, что я не подал стакан воды или не помог открыть дверь. А я только удивляюсь, как это она все помнит! Но ведь главное, что есть чувство, что я люблю ее. А все эти мелочи, упреки только портят жизнь…»
Все свои невыполненные обещания, пробелы в памяти, невнимательность он объяснит занятостью. Он говорит, что любит, но при этом забудет то, что может быть важно другому. Именно забудет. Потом станет извиняться и скажет, что голова его была забита очередным важным заданием, что он мысленно планировал трудный разговор с начальником или подсчитывал бюджет месяца. Не о рассеянном ли писал Клайв Льюис от лица Баламута, давая советы молодому бесу Гнусику по совращению человека: «Чем чаще он погружен в чувства, не связанные с действием, тем меньше он способен к действию и в конечном итоге тем меньше он способен к чувству». Наравне со словом «усталость» от рассеянного все чаще слышишь слово «пустота», и это кажется странным, видя такую его активную жизнь. Но пустота – это переживание внутреннее, вовсе не связанное с образом жизни или родом деятельности.

Истоки

Рассеянность, на первый взгляд, выглядит как безволие, атрофия воли. В то время как в действительности мы имеем дело с тем, что швейцарский психиатр Р. Лэйнг назвал «расколотым я». Личность человека словно распадается на множество субличностей, человек не имеет целостности и бежит в суету, спасаясь от встречи с чем-то важным в себе. Субличности этого «расколотого я» никак не могут найти между собой общего языка. Так, одна его часть может хотеть одного, а другая – прямо противоположного. Именно поэтому, совершая какой-то поступок, он способен и каяться в нем, и оправдывать себя одновременно. В нем словно идет спор, и невозможно сказать, что в нем есть «истинное я», поскольку он давно перестал быть хозяином самого себя. Таким образом, при кажущейся активности рассеянного человека, в сущности, личностно он остается совершенно пассивным, инертным, его просто несет водоворот жизни, в котором он не успевает задать себе главные вопросы. Но думать об этом он не может, так как жизнь его наполнена псевдосмыслами и огромным количеством дел, звонков, контактов.

Сложно сказать, или рассеянность, как червоточина первородного греха, заставила человека все дальше и дальше отходить от Бога, или же отпадение от Бога привело к убеганию человека от того места, где он рискует встретиться с подлинным собой и осознанно выбрать свой Путь.

Стоит вспомнить о том, что, как выразился философ, «в каждом из нас пустота размером с Бога». Чтобы всмотреться в эту пустоту, нужны сосредоточенность, мужество и вера в то, что пустота эта не поглотит, не растворит. От пустоты можно спастись бегством в суету своих дел и радоваться, что тревога отступила. В сущности же черная бездна пустоты разрослась до таких размеров, что поглотила, и человек рассеянный бегает в темноте, пытаясь внушить себе, что вокруг него прекрасная насыщенная жизнь.

Можно завести десяток ежедневников, скрупулезно планировать день, месяц, жизнь. Можно пройти курсы по тайм-менеджменту, но все это будет подобно наведению порядка в доме, в котором рушится фундамент.

«Когда тревога и нежелание разобраться в сути этой тревоги уведут его от подлинной радости, когда привычка лишит приятности суетливые удовольствия, а возбужденность чувств накрепко привяжет к ним (к счастью, именно так привычка действует на удовольствие), ты увидишь, что его блуждающее внимание можно привлечь чем угодно. Тебе даже не нужно будет использовать хорошую книгу, которую он действительно любит, чтобы удержать его от молитв, работы и сна; вполне достаточно колонки объявлений из вечерней газеты. Ты заставишь его терять время не только в интересных для него разговорах с приятными ему людьми, но в разговорах с теми, кто ему безразличен, на совершенно скучные темы. Он у тебя временами вообще ничего не будет делать. Ты его продержишь до поздней ночи не в шумной компании, а в холодной комнате, у потухшего камина. Всю его здоровую внешнюю активность можно подавить, а взамен дать ничто, чтобы под конец он мог сказать, как сказал один мой пациент, прибыв сюда: «Теперь я вижу, что большую часть своей жизни я не делал ни того, что я должен был делать, ни того, что мне хотелось», – читаем у Льюиса все те же наставления бывалого беса Баламута по совращению человека от Истины.

Послесловие

Однажды мне довелось побывать на семинаре своего коллеги в качестве ассистента в группе психологической помощи для людей, страдающих эмоциональным выгоранием и хронической усталостью. Коллега мой человек не церковный, однако ищущий. На вопрос одного из участников, как найти себя и «своё» в жизни, к моему удивлению, он достал молитву Оптинских старцев. В молитве, по его мнению, заключается ответ на этот вопрос. Последние слова молитвы «руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить всех» родили в группе тишину. И чувствовалось, что в тишине этой нет никакой суеты, тревога отступила, и что-то важное рождалось в душе.

*** *** ***

О рассеянной и внимательной жизни

Сыны мира признают рассеянность невинною, а святые Отцы признают ее началом всех зол.

Человек, преданный рассеянности, имеет о всех предметах, и самых важных, очень легкое, самое поверхностное понятие.

Рассеянный обыкновенно непостоянен: его сердечные ощущения лишены глубины и силы, а потому они непрочны и маловременны. Как мотылек порхает с цветка на цветок, так и рассеянный человек переходит от одного земного удовольствия к другому, от одного суетного попечения к другому. Рассеянный чужд любви к ближнему: равнодушно смотрит он на бедствие человеков и легко возлагает на них бремена неудобоносимые.

Скорби сильно действуют на рассеянного именно потому, что он не ожидает их. Он ожидает одних радостей. Если скорбь сильна, но скоропреходяща, то рассеянный скоро забывает ее в шуме развлечений. Долговременная скорбь сокрушает его.

Рассеянность сама карает преданного ей: временем все прискучивает ему, и он как нестяжавший никаких основательных познаний и впечатлений предается томительному, бесконечному унынию.

Ведущий жизнь рассеянную прямо противоречит заповедям Господа Иисуса Христа жизнью своею.

Все святые тщательно избегали рассеянности. Непрестанно или, по крайней мере, по возможности часто они сосредоточивались в себе, внимая движениям ума и сердца и направляя их по завещанию Евангелия.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *