Иногда снятся сны, которые мешают спать. Неспящая душа что-то хочет сказать и выбирает для этого язык снов. Так, когда-то давно, людям рассказывали о них самих с помощью притч. Не из желания привлечь внимание загадочностью и красотой образов, а из любви. Потому что сказать необходимо, а правду о себе самом напрямую чаще всего слышать больно. Иногда человек просто не готов слышать правду, как не готов к тому, что хочет ему сказать во сне душа. Сны тоже бывают разными — они могут пугать или озадачивать. Тогда люди начинают толковать сны и пытаться их объяснить, понять, проанализировать. Редко из этого получается что-то хорошее. Анализ подразумевает исследование частей. А разделение на части — это всегда смерть целого. И если навык общения с душой небольшой, то занятие это для нее смертельно опасное.
Чтобы понять язык души, нужно сосредоточиться не на образах, а на чувствах, которые они вызывают, будь-то во сне или наяву. Почувствовать то, что по привычке хочется рационализировать, объяснить «разумно». Это, как смотреть на звездное небо. Из научных наблюдений мы знаем, что оно — скопление газов в вакууме. Но одних, как философа Канта, его вид вдохновляет и приводит к размышлениям о внутреннем моральном законе и ведет далее. Других до животного ужаса пугает бесконечность. Разве можно ее вместить: потрясающе красивую, безжизненную, холодную, радиоактивную. А некоторым, наоборот, звездная бездна дает веру в бессмертие и ощущение собственной значимости для кого-то. Ведь Тот, Кто создал звезды, ничего не делает зря. И что мы, в сущности, знаем о вселенной, если до сих пор не разобрались в себе?
Вид звездного неба у всех вызывает разные чувства, и в то же время мы не можем представить окружающий мир вне пространства и времени. Но точно ли он ограничен лишь пространством и временем? Согласно тому же Канту — мы сами сотворили физику, которую изучает наука. Пространство и время, как единственные обязательные мерила восприятия окружающего мира, просто даны нам как факт, который объяснить мы не можем. Наверное, по этой причине с самого своего появления, люди поднимали глаза к небу и задавались вопросом: куда уходит душа, когда ей некому больше показывать сны?
Человеческий разум способен на удивительные вещи, но они теряют всякий смысл, если не вызывают каких-то чувств. Можно сколь угодно долго и кропотливо складывать из льдинок слово «вечность», но всего одна теплая слезинка способна растопить весь лед в замке Снежной Королевы. Бывает, и, к сожалению, часто, что человек совершает страшные вещи. Тогда многие задаются вопросом: что же он чувствует при этом? Как он может? Но может — он ничего и не чувствует. Болезнь души ставит на чувствах блок или сбивает настройки.
Но, пожалуй, самый худший враг наших чувств — это повседневность. Одни из наиболее жутких слов — «жизнь прошла, а я и не заметил». Умер, не приходя в сознание. Нет, события восстановить можно, можно подсчитать прибыль и убытки, вспомнить людей, города, страны, телесериалы, банкеты, болезни. Но все будто на камере слежения — можно угадать силуэты, различить лица, обозначить местоположение. Но как-то размыто, нереально, черно-бело. То есть на каких-то других уровнях жизнь не ощущалась. На том же уровне чувств, например. Их или не было, или они были не те, не так, не тогда. Острые ощущения во время прыжка с парашютом, или когда стрелка на спидометре за максимум, или очередное романтическое приключение — это еще не значит что-то чувствовать. Скорей наоборот — сильное желание почувствовать хоть что-то. Химия и психотропы — из той же серии. Усилить, подогреть, улучшить. И снова — хоть что-то чувствовать. А еще позже — безуспешные попытки не чувствовать своего дна. Пустоты.
А жизнь проходит, так и оставшись где-то в стороне. И чувства — лишь малая часть человеческих настроек, датчиков, сенсоров, детекторов. Есть еще много всего. Мысли, желания, сны, намерения, мечты, фантазии, творчество, поступки, которые мы совершили, а еще важней — те, что не совершили. Много всего. То, что называют «ощутить жизнь во всей полноте». Для этого не обязательно иметь 10 миллиардов долларов. У каждого есть гораздо больше, только не каждый знает, где это лежит и как им пользоваться.
Здесь самое время подсказать какой-нибудь мудрый универсальный рецепт. Но его нет. Мы — ограниченные пространством и временем существа, которые придумывают свой мир, чтобы его изучать. Но мы — все разные. Разными нас делают наши чувства. Возможно, рецепт в том, чтобы спросить себя: а что я чувствую? И не забывать спрашивать себя об этом постоянно. Поможет ли это сделать цветной свою черно-белую запись? Не факт, что поможет. Но это может стать началом. Надо же с чего-то начать…