Цифровой мир

Чудо, тайна, авторитет

Наступление эпохи информационных технологий принесло с собой и споры о вреде и пользе гаджетов в руках ребенка. Социальные сети, игры, обучение и развлечения на любой вкус — это огромная фабрика чудес, целый мир в котором не только детям, но и взрослым бывает куда как интересней, чем в реальной жизни. Цифровой мир полностью опровергает мнение о том, что цифры — это скучно.
Этот мир растет и развивается настолько стремительно, что у родителей почти не остается времени подумать: почему? Почему Цифровой Мир имеет такое огромное влияние на детей?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить о том, что вперед идет только технический прогресс, а механизмы воздействия на человека остаются неизменны. В этом смысле я часто вспоминаю «Легенду о Великом инквизиторе» где, образно выражаясь, дается «формула власти»:

1. Чудо
2. Тайна
3. Авторитет.

Авторитетом для многих детей стали блогеры, чья жизнь со стороны кажется яркой, наполненной и интересной. И этой жизни хочется подражать. Мобильные приложения превратились в чудо и тайну, потому что, в силу детского восприятия, очень легко стирается граница между двумя мирами — реальным и цифровым.
В одном из последних интервью специалист по Биг Дата рассказал, как собирается профиль на еще не родившегося ребенка. Алгоритм начинает «работать», как только фотография беременной девушки появляется в сети. Примерно оценив месяц беременности, алгоритм вычисляет предполагаемую дату родов. Соответственно — когда ребенку будет полгода, год, два, три и т.д. Маме, конечно, в каждый период этого времени предлагается определенная реклама. Но самое главное в том, что данные о будущем ребенке уже собираются. Он еще не родился, а Цифровой Мир уже знает о нем.
Я думаю, что в каком-то смысле наших детей нужно пожалеть. Ведь дело не всегда в детской лени или слабоволии. Цифровой Мир — это очень умный, автономный, саморазвивающийся организм, который каждый раз подстраивается под самого ребенка. И противостоять ему, действительно, бывает очень сложно.
Так с чем же ребенок имеет дело?
Часто мы обобщаем и говорим «цифровой мир», но имеем дело с определенной формой и наполнением: яркие картинки, невероятная скорость, доступ практически к любой информации, игры, музыка, мультфильмы.
Ребенок получает настолько яркие ощущения и эмоции, что они оказываются красочной альтернативой скучному реальному миру. Цифровая среда может стать настолько привлекательной, что он будет все больше и больше хотеть погружаться в нее и становиться зависимым от тех эмоций и впечатлений, которые он может получать только в цифровом пространстве. Потому что сама форма, например, соцсетей — это алгоритм, который отслеживает человека и непрерывно совершенствуется исходя из того цифрового следа, который этот человек оставляет. И получается такая замкнутая цепочка, в которой каждое звено — это информация о предпочтениях пользователя.

Скука

Одна из причин, по которой ребенок может уходить в Цифровой Мир, это скука.
Сейчас, когда большинство детей уже к младшему школьному возрасту имеют свой личный гаджет, с первым появлением скуки они ныряют в телефон. И, на первый взгляд, это кажется самым простым решением проблемы.
Но что такое скука с экзистенциальной точки зрения?
Хайдегер, например, утверждал, что «в состоянии скуки мы способны постичь смысл бытия». И скука для ребенка может оказаться источником возникновения пустого пространства, в котором возникает пауза — время для вопрошания. Потому что самой природой в детском становлении личности было заложено сначала поставить вопрос, а потом на него искать ответ.
Ролло Мей в своей книге «Свобода и судьба» пишет о том, насколько взаимосвязаны между собой пауза и творчество. «Во время паузы у человека могут родиться не только оригинальные идеи, но способность делать паузу напрямую связана с самим творческим процессом».
Таким образом, скука для ребенка — это своеобразный путь. Путь поиска и открытий. Когда ребенок становится первооткрывателем и свидетелем расширения этого мира: внутри себя и снаружи. И из этого пути «паузы и тишины» как раз и рождается творчество. Творчество творить самого себя.
Цифровой Мир, несмотря на его огромный выбор развлечений, все-таки отчасти лишает ребенка свободного, индивидуального пути. И область чудесного, то есть, открытие и познание себя и мира, лежит в совершенно другой плоскости: а именно в том, что ему УЖЕ предложили. Потому что Цифровой Мир — это определенная форма, в которой привыкание уже заложено в самом алгоритме сетей и каждое действие ребенка — это сигнал для системы:
● что смотрит ребенок и на какие ссылки нажимает;
● где он смотрит видео, на каком устройстве и как долго;
● алгоритмы знают на каких страницах ваш ребенок был вчера, и что ему предложить сегодня;
● какие видео или игры он предпочитает, кому ставит лайки, на сколько секунд больше или меньше он задержался на том или другом видео.
Цифровой Мир создает иллюзию свободы. И такого понятия, как бесплатный продукт, у него нет. Действует одно практическое правило: если продукт бесплатный, то продукт — это вы. И это похоже на сделку: получив смартфоны, дающие возможность мгновенно избавиться от скуки, дети в обмен отдали доступ к своей жизни.

Игра

Говоря о скуке, невозможно не упомянуть о таком феномене, как ИГРА.
Ведь что обычно делает скучающий ребенок — он начинает во что-то играть. И хотя мы используем одно и тоже слово «игра»: будь- то игра в телефоне, во дворе, или любая другая деятельность, мне кажется, что сама суть игры, если рассматривать ее в двух плоскостях, виртуальной и реальной, имеет абсолютно разные значения и последствия.
В своем фундаментальном исследовании «Человек играющий» нидерландский историк и культуролог Йохан Хейзинга исследует сам феномен игры. Выделяя некоторые ее особенности, он говорит о том, что любая ИГРА — это, прежде всего, свободное действие. Как бы мы ни старались, мы не можем приказать игре случиться.
Наблюдая за своими детьми, я убеждаюсь, что детей нельзя обмануть или переиграть. Каждый раз, когда я не хочу играть, они это чувствуют.
Хейзинга, исследуя феномен игры, пишет, что настоящая игра всегда сопряжена с искренностью. И дело тут не столько в соблюдении правил. Конечно, пишет Хейзинга, в каждой игре всегда есть свои правила. Стоит лишь отойти от них, и мир игры тотчас же рушится. Игры больше нет.
Но истинная свободная игра может случиться лишь тогда, когда зная и соблюдая правила, их, как будто бы, нужно забыть. Тогда рождается настоящая энергия игры, или другими словами — свободное творчество.
В жизни это можно наблюдать, когда ребенок начинает во что-то играть. Выстраивает себе халабуду из подручных средств или собирается полететь в космос, потому что именно сегодня вечером он чувствует себя космонавтом. И вот тут как раз зарождается его свободное творчество, потому что все варианты развития, сценария и роли он, в хорошем смысле, вынужден доставать из себя. Ему приходится, в каком-то смысле, напрягаться, искать и делать выбор. И самостоятельно выстраивая свою игру и пространство вокруг нее, ребенок соприкасается с творчеством, или другими словами, со свободой творить.
Поэтому, делает вывод Хейзинга, игра свободна. Она есть свобода.

Игрушка

Что такое игрушка? Обобщая, можно было бы сказать, что игрушка — это просто вещь, вовлеченная в жизнь ребенка. И, на первый взгляд, у нее есть свой сценарий. Руль «говорит» крути меня. Пирамидка «говорит» собирай меня. Т.е. своего рода предписание, как с этой игрушкой нужно обращаться. Или другими словами, сценарий. Но если внимательней вглядеться в саму суть происходящего, самое интересное начинается тогда, когда игрушка сломана. Ведь у ребенка появляется возможность переписать ее, вписать в нее новый сценарий. Барабан сломали — он стал столиком, машинку сломали — она стала лодочкой.
Игрушка вроде бы та же, но теперь она несет совершенно другие смыслы. И мне кажется, что сама возможность переписать сценарий происходит как раз благодаря творческому воображению ребенка, т.е. свободе творить.
Конечно, Цифровой Мир также предлагает огромное количество игр. Но чаще, так называемый, свободный выбор в цифровой игре УЖЕ изначально упакован в определенные рамки и варианты развития. За цифровой «свободой» чаще всего стоят гигантские компании, специалисты и отделы маркетологов, перед которыми поставлена одна из задач: вовлечь ребенка в игру и сделать все возможное, чтобы он в ней задержался.

*   *   *

В своей попытке рассмотреть феномен игры, Йохан Хейзинга пишет о том, что играют не только дети. Играет, в самом широком смысле, все вокруг нас: наша речь, природа, животный мир. С нами, пишет Хейзинга, играет миф! Помогая хоть как-то человеку «объяснить» земное. Разыграть порядок бытия в священной «игре». Чтобы с помощью игры и через нее воплощать события и тем самым помогать поддерживать мировой порядок.
Порядок в самом человеческом обществе.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *