И вот что меня всегда удивляло: почему Марфа просит, чтобы Мария ей помогла накрыть стол? Вот перед ней сидит Христос, воскрешающий мертвых, окормляющий толпу народа пятью хлебами, а она докопалась до Марии!
Почему она не обратилась к Спасителю: я хочу слушать тебя с Марией, можно это как-то устроить?
Но она просит, чтобы Мария перестала «бездельничать» и, наконец-то, взялась за дела.
Это настолько меткое и точное наблюдение за человеческой суетой, что только диву даешься.
Ведь нам всем знаком этот прилог, когда мы над чем-то трудимся, а рядом кто-то не вкалывает с нами наравне. Например, мы стараемся, спасаемся, а кто-то живет, как хочет. Мы рожаем, а кто-то заявляет — я чайлд-фри, я хочу медитировать, путешествовать. И мы такие: минуточку, я тоже хочу покоя и светлых дорожных приключений! Господи! Почему они так легко живут, а я тут маюсь?
О чем это говорит? О том, что мы работаем не Богу, а себе, своему самолюбию. Это значит, что наша миссия не дарит нам радость, что мы только устаем.
Возможно, что и путешествуя, мы будем тоже маяться.
О, сколько этого в женщинах! С какой готовностью они осуждают тех, кто не поглощен суетой! Кому в спину не прилетало «хотят тут и пачкают», «только помыла, а вы наследили», «я тут вкалываю, а вам плевать, ходите, как баре».
Марфа — прообраз родителей
По идее, Марфа — это родители подростков, ненавидящие своих детей за учиняемый беспорядок. Суета делает нас слепыми. Мы не понимаем, что сейчас подростки стремительно растут, увлекаются чем-то, влюбляются, и им весь этот бардак вокруг — до фонаря. Они его в упор не видят.
И всегда это непонимание оборачивается укором: а я могла бы те деньги, которые мы ввалили в твое образование, потратить на себя. А если бы я не возилась с детьми, я могла бы делать карьеру, а если бы было не надо готовить, убирать и стирать — я бы огого бы как помолилась.
А вот и нет! Мы не внимаем словам Спасителя не потому, что надо накрывать на стол, а потому что мы не умеем им внимать, и не понимаем, кто Он.
Энергии же в нас очень много. На что мы ее можем потратить в своем неведении? На что угодно. И вот Господь помещает нас в адронный коллайдер житейской суеты, и мы в этом коллайдере разгоняемся, как протоны и тяжёлые ионы до тех пор, пока от соударений не станем совершенной энергией, устремленной только к Богу. И тогда нам труба не нужна, тогда Господь выпускает нас на волю внимать Его словам.
Почему надо, чтобы дети были чем-то заняты? Потому что в своей незрелости они совершенно одуреют от праздности, восприняв свободу исключительно как разрешение бездельничать.
Марфа вредничает. Ее бесит Мария, которая уже вышла из замкнутого круга бесконечной суеты. Мария может оставить все ради самого главного, а Марфа нет.
Когда мы делаем домашние и кулинарные дела с любовью, нам хорошо. Мы молимся своими руками, гладящими белье и протирающими полы, за наших близких, мы несомненно знаем, что рядом с нами Господь.
А если ощущение Его присутствия теряется, пропадает и смысл наших трудов. Мы превращаемся в белок в колесе, в пленников на галерах, которым ничего не остается, кроме досады на тех, кому не так тяжело.
Женское предназначение
Хочу рассказать, как Владыка однажды научил моего мужа с огромным почтением относится ко всем моим трудам. Как-то батюшка посетовал, что я не молюсь и ничего не делаю духовного. Владыка на него так рукой страшно замахнулся, будто ударить хотел. Он сказал: «Миша, ты что! Твоя жена делает Божью Работу, отстань от нее»
Наше погружение в материнство до тех пор не является бездуховным, пока мы таким образом работаем Богу. Как только мы начинаем цеплять окружающих, которые, по нашему мнению, бездельничают, мы впадаем в зависть и осуждение, мы становимся злыми даже по отношению к нашим близким. В такие минуты нам хочется бросить наши дела и идти сражаться против каких-нибудь наглых грешников.
Фраза Христа «единое же есть на потребу» означает, что благая часть — это не просто сидение у Его ног, а именно впитывание Его учения, Его слов. Мария внимает с любовью — Марфа накрывает стол без любви. Разница не в том, чем они заняты, а в том, как именно они это делают. Ведь можно и в храме стоять, осуждая женщину в брюках, без платка и с макияжем.
В Евангелии сопоставлены два типа отношения к жизни: просветленный и сварливый. Смысл нашей жизни сделать себя вместилищем Святого Духа, а не просто убиваться до изнеможения за тем или иным делом.
Так что всякий из нас Мария в духе и Марфа во искушениях. Безусловно, хочется избрать благое, но не всегда получается.
Резюме
В безблагодатном состоянии мы можем бесконечно обижаться на мужа или маму, которые не помогают или не ценят, возмущаться «Господи, ну почему они не трудятся со мной», или возмущаться, что кто-то, наоборот, «лезет с советами и помощью», например, свекровь. И нам, верующим людям и в голову не приходит, что все эти семейные дрязги могут закончится совсем иначе. Может, просто других помощников Господь пошлет? Может, попросить о помощи Его? И может быть, если Он поможет, вы кайфанете, наконец, от тех дел, от которых так ужасно уставали? Даже сами себе позавидуете — вот ведь, везет мне! Столько детей! Все такие лапочки! И все меня любят и нуждаются во мне! Какая я счастливая, что могу быть с ними рядом, пока они растут!
Читайте по теме: Путь к сердцу