Идти следом

Эти истории о том, как важно встретить в жизни учителя, который будет не только преподавателем, но и окажет поддержку, вселит уверенность, поможет раскрыться. Учителя, за которым хочется следовать. Своим путем, но в том же направлении.

«Я тоже так хочу!»

Мария Шевченко, художник, иллюстратор.

«Мои учителя, Марьян Савельев и Галина Зубченко, открыли для меня мир искусства. Известные скульптор и художница, для меня были просто дедушкой и тетей. Но благодаря им, я уже в 6 лет знала, что хочу стать художницей. Я много времени проводила с Марьяном Ивановичем и его женой, Ларисой Игоревной, наши семьи жили неподалеку, в частном секторе на Печерске. У них было два гуся, собака и 13 коз. Каждое утро я прибегала к ним домой, выпивала стакан молока, и мы с бабулей шли пасти коз. И это практически в центре Киева! Галина часто приходила к ним в гости, также мы ходили к ней в мастерскую, где меня всегда что-то впечатляло. У нее в мастерской висела огромная картина «Гуцульське весілля». Персонажи картины были для меня, как живые. Но самое яркое воспоминание — совместная поездка на море с дедушкой Марьяном, бабушкой Ларисой и Галиной. Там я впервые увидела, что значит — писать картину. На рассвете мы пошли на море, Галина села на берегу и стала рисовать волны. В какой-то момент она взяла зубную щетку, окунула в белила и брызнула на холст. И волны ожили, стали, как настоящие. Это впечатление до сих пор у меня перед глазами. Тогда я подумала: «Я тоже так хочу!». Всю поездку я не отходила от Галины. Мы ходили в горы, на каждой остановке она доставала блокнот, делала зарисовки, я садилась рядом, пыталась повторять за ней. В той поездке Марьян Иванович научил меня рисовать моих любимых коз. Я до этого часто их рисовала, но они были больше похожими на собак с рогами. Он объяснил анатомию рисунка, и стало получаться лучше!

В 11 лет я поступила в художественную школу, посещала ее три раза в неделю. Параллельно приходила к Марьяну Ивановичу в мастерскую, на уроки по скульптуре и рисованию. В мастерской все полки были завалены скульптурами — от эскизов до готовых работ. Мне там все нравилось, особенно запах: смесь глины и художественных материалов. Атмосфера этого места побуждала к творчеству. У меня до сих пор сохранилась лошадка из пластилина, из которой я так и не сделала слепок. Тогда я уже утвердилась в своем выборе, что хочу быть только художником. Мои родители были далеки от творческих профессий. Мама до декрета работала в профтехучилище, а потом в паспортном столе. Папа всю жизнь проработал автомехаником. Но они не препятствовали моему выбору — хочешь, учись, трудись. Главное — делать свое дело хорошо. Одно время из-за рисования стала страдать моя учеба в обычной школе, где мне было скучно. Общеобразовательные уроки давались тяжело. Было ощущение пустой траты времени. Со стороны мамы не было споров, ограничений из-за моих неидеальных школьных оценок. Я всегда могла рисовать столько, сколько хочу, за что я ей очень благодарна. После художественной школы я поступила в Институт им. Бойчука. А когда защищала диплом бакалавра, Марьян Иванович пришел ко мне на экзамен. Его присутствие очень меня поддержало. Уже во время учебы я начала давать уроки рисования, сначала детям, а потом и взрослым. После окончания института стала преподавать основы рисунка в Компьютерной академии, а со временем открыла свою художественную студию. Студия просуществовала 4 года, количество административной работы росло, и в какой-то момент я оказалась перед выбором: бизнес или творчество? И я выбрала творчество. После этого был поиск себя: я знала, что умею преподавать, умею рисовать и могу делать это хорошо. Но что я на самом деле хочу, в какой технике хочу развиваться, совершенствоваться? Я поняла, что меня привлекает иллюстрация, особенно иллюстрация детских книг. Сейчас работаю в этом направлении. Но больше всего мне нравится выйти куда-нибудь на природу, и рисовать просто для души, как это было в моем детстве».

«Сложности преодолимы!»

Ольга Белоус, консультант по грудному вскармливанию (ГВ) общественной организации «Молочные Реки Украины». www.breastfeeding.org.ua .

«Хочу рассказать об учителях, чья помощь для меня неоценима. Это Ирина Махно и Ольга Федорченко, консультанты по ГВ, а также Ксения Соловей, создатель и идейный вдохновитель организации «Молочные реки». Ирина помогла мне сохранить грудное вскармливание, когда я была один на один со своей проблемой, и, казалось, что никто меня не понимает. Ольга стала моим наставником, проводником в мир ГВ, когда я решила пройти обучение в «Молочных реках». Ксения пригласила меня на работу в свою команду.

Мое погружение в тему ГВ началось в феврале 2016 года, когда у меня родился сын. Я очень хотела кормить его грудью, и думала, что это будет легко. Ведь что может быть естественней? Но сложности начались уже в роддоме, где вместо поддержки моих первых попыток кормить грудью, мне предложили дать ребенку смесь. Дома лучше не стало. Я не понимала, правильно ли все делаю, хватает ли сыну молока, или, может, он плачет, потому что голодный? Опытных кормящих мам в моем окружении не было, и я не знала, что делать. Сын вел себя беспокойно у груди, плохо спал ночью, у меня возникали лактостазы, я была на грани отчаяния. А потом нашла сайт «Молочные реки», посвященный грудному вскармливанию. Читая статьи, я поняла, что не одинока в своих проблемах, что многие мамы испытывают похожие сложности, которые, к счастью, преодолимы. Я позвонила на горячую линию, и пригласила к себе консультанта. Ирина очень меня поддержала, рассказала, что у нее была похожая ситуация, рассказала, что делать. Я начала применять советы Ирины на практике, все понемногу стало налаживаться, и спустя время кормление стало в удовольствие! И сейчас, когда сыну почти 4 года, это для меня самые трепетные воспоминания.

Мне захотелось помочь другим мамам в сохранении ГВ, и я пошла на курсы консультантов. Три месяца с нами занимались специалисты по грудному вскармливанию, психологи, неонатологи, педиатры. Мы изучали строение груди, физиологию лактации, базовые потребности новорожденных, психоэмоциональное состояние мамы после родов. И почему я не знала всего этого раньше? Эта информация могла бы существенно облегчить мне жизнь! Уже два года я работаю в команде «Молочных рек». Мы ведем волонтерскую деятельность в роддомах, приходим в послеродовое отделение, показываем мамам, как правильно прикладывать к груди, отвечаем на вопросы, а, если нужно, то выезжаем к маме на дом. Также у нас есть группы поддержки в соцсетях, где любая мама может задать вопрос, получить совет и поддержку. Ежегодно в парке Шевченко в рамках Всемирной недели в поддержку ГВ, мы проводим большой семейный праздник. Все семьи разные, ситуации разные, но глобально проблема одна: низкая информированность в вопросах ГВ и неуверенность мам. Часто они сталкиваются с вредными советами, причем от авторитетных людей (врачей, родственников), которые мешают наладить лактацию. Например, что кормить нужно по времени, что, если ребенок плачет, значит, голодный, и нуждается в докорме смесью, что соски и бутылочки — это проще и лучше, чем грудь, что не нужно приучать ребенка к рукам, пусть полежит в кроватке. И мамы доверяют этим советам больше, чем себе. И со мной тоже это было. Моя цель как консультанта — опровергнуть эти мифы, проинформировать, помочь, поддержать. Очень хочется, чтобы росло количество успешно вскормленных детей, и чтобы мамы, которые хотят и могут кормить грудью, получали такую важную для них поддержку».

«Не тренер, а учитель».

Александр Королев, основатель клуба киокушинкай каратэ.

«В моей жизни большую роль сыграл тренер по киокушинкай каратэ Виктор Георгиевич Лященко. Он учил нас не только боевым приемам, но и науке жизни. С уважением относиться к старшим, поддерживать друг друга, дружить, прощать, быть терпеливым, не гордиться своими достижениями: все эти ценности он закладывал в нас процессе тренировок. Подтянутый (а ему было уже за 50), всегда в хорошем настроении, он был для нас авторитетом и примером. В каратэ есть понятие «сенсей», что значит «учитель». Постепенно он перестал быть для меня просто тренером, а стал именно учителем. Благодаря его занятиям я бросил курить, встретил свою жену, и смог осуществить свою детскую мечту. А началось все с того, что в 7 лет мама отвела меня в секцию, чтобы я развивался физически. Тогда я проходил всего два года, и бросил.

Мой образ жизни в школе был далек от спортивного: мы пили, гуляли, я рано начал курить и к 20 годам выкуривал по пачке в день. Тогда-то я случайно, проходя мимо школы, и встретил Виктора Георгиевича, поздоровался, мы вспомнили прошлое, разговорились, и он пригласил меня в зал. Я был настроен скептически, считал себя уже «старым» для каратэ, но пришел. С тех пор, в течение 10 лет, не пропустил практически ни одной тренировки. Посещал занятия даже с температурой: по 3, а иногда и по 6 раз в неделю. Потому что знал, как бы плохо ни было на душе, что бы ни случилось в этот день, после тренировки станет легче. Виктор Георгиевич видел, чувствовал наше состояние. Стоит перед ним 50 человек, а он сразу понимает, кого нужно поддержать, что-то скажет, пошутит, и ты уже воспрянул духом. Он сам через многое прошел, служил в Афганистане, награжден орденом Красной звезды. Но он всегда был на позитиве, и нас учил относиться к себе и к жизни немного с юмором. Благодаря ему я научился терпеть боль, а вместе с физической болью, и разные жизненные трудности. Если случится неприятность, то понимаешь, что это не навсегда, что нужно не убегать, а встретить ее достойно. И на соревнованиях он вселял в меня уверенность. Там были противники гораздо опытней, техничней меня, у которых за плечами — годы тренировок и соревнований. Но благодаря уверенности учителя, которая передавалась и мне, я побеждал. А благодаря тяжелым победам формировалась вера в свои силы.

После первого своего соревнования я бросил курить, и считаю это достижением. На тренировках познакомился с Аней — своей будущей женой. Четыре года мы стояли в спаррингах, а потом я понял, что Аня — именно та девушка, которую я ищу. И нужно не упустить свой шанс. Мы вместе уже 7 лет, у нас есть четырехлетний сын. Со многими, с кем ходил на каратэ к Виктору Георгиевичу, продолжаю общаться в соцсетях. Нам есть что вспомнить! Некоторые из них привели на каратэ своих детей. Это не просто секция, а, можно сказать, целая школа, выпустившая несколько поколений. А четыре года назад я сам стал вести занятия на базе спортклуба.

Учить других было моей детской мечтой. Помню, в детстве мне всегда нравилось собирать вокруг себя друзей, и проводить для них «урок» — рассказывать что-то про природу или по истории. Но я и не предполагал, что смогу осуществить свою мечту — после школы учился в техникуме на энергетика, дальше в Авиационном университете. Потом работа в энергетической компании… Однажды «случайно» зашел в местный спортивный клуб, который только открылся, и оказалось, что им как раз нужен тренер по киокушинкай каратэ. На первое занятие ко мне пришел один человек, через неделю уже было пятеро, потом меня попросили организовать группу для детей. Теперь вместе с детьми мы ездим на соревнования, сборы, в спортивные лагеря, активно проводим время. За пару лет деятельности организовался настоящий клуб. Хочется, чтобы это было место, куда они будут ходить с удовольствием, где найдут друзей и поддержку, обретут уверенность в себе, научатся побеждать свои страхи. Спорт — это канва, а основная цель — воспитать в ребенке личность и характер. Передать дальше те ценности, которые вложил в меня мой учитель».

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *