Из чуткого тревожного полусна меня возвращает в реальность раздающееся рядом недовольное кряхтение. Не открывая глаз, я приподнимаюсь на локте, достаю из люлечки свою трехмесячную дочку и забираю к себе на кровать. Малышка нетерпеливо вертит головкой, раскрывая ротик, и готовится раскричаться. Как результат – очередное «внеплановое» ночное кормление. Наконец мы «находим общий язык» – Анечка удовлетворенно чмокает, а я позволяю себе на несколько минут задремать…
«Мамочка, войдите»
Мне 39. Вот так, нежданно-негаданно, как говорит мой муж, «на старости лет», Господь подарил нам еще одну малышку. Когда-то давно я стала невольной слушательницей разговора двух женщин. Мы вместе сидели в очереди в поликлинике. Та, что была постарше, делилась своими проблемами с более молодой знакомой:
– Пока ты молодая, легко вскакивать по ночам к плачущему ребенку, качать его, практически не спать. А мне вот под сорок, уже так не побегаешь. Все болит, нервы сдают, возраст уже не тот. Все дается тяжелее, с огромными усилиями. То, что в молодости делаешь быстро, легко, не задумываясь, в сорок лет так не выйдет…
Напустив на лицо усталое грустное выражение, она вздохнула и закончила свой монолог совсем пессимистично: «Да, в моем возрасте уже так не поскачешь…»
На тот момент мне не было еще и тридцати, и я была полностью с ней согласна.
И вот, спустя 10 лет, я трижды мама, а моей младшей дочурке всего три месяца. Возвращаясь мыслями к этому разговору, я задаю себе вопрос: что, если бы тогда, в больничной очереди, я всем сердцем поверила этой усталой женщине, решив для себя навсегда, что ребенок в сорок – это тяжелый крест? Чего бы я себя лишила и что приобрела?
В замечательном фильме «По семейным обстоятельствам» строгая и сварливая теща через какое-то время сама влюбляется и выходит замуж. Раньше она сгорала на работе и не давала вздохнуть своим подчиненным. А потом, после замужества, отказывая своему заместителю в просьбе задержаться на работе подольше, она говорит замечательную фразу: «Раньше я кем была? Тещей! А теперь я невестка! Улавливаете разницу?»
Моей «цитатой дня» стали похожие размышления: «Раньше я кем была? Женщиной среднего возраста. А теперь я – молодая мама!» И с этим не поспоришь. Видя меня с младшей дочкой, люди, к примеру, врач в поликлинике, обычно обращается так: «Мамочка, присаживайтесь, мы вас пригласим». Такое же обращение можно услышать в транспорте, на улице и в государственном учреждении. Сухое и режущее слух: «Женщина, пройдите» я больше не слышу в свой адрес.
«Сорок лет – замечательный возраст, одна подруга бабушкой стала, другая ушла в декрет», – читаю в статусе социальных сетей у своей знакомой. Я та, что ушла в декрет. Мое заявление об отпуске по беременности и родам, которое я принесла на работу, вызвало бурю эмоций!
Никто, да и я сама, не ожидал, что после окончания длительного отпуска по уходу за ребенком я заявлюсь в отдел кадров с подросшим животиком и опять оформлю декрет… И это вместо того, чтобы выйти, наконец, на работу и поспешить сделать карьеру (вскочить, так сказать, в уходящий поезд)…
Мои лишения и приобретения
Настал момент поговорить о своих лишениях. Их в обыденном мирском понимании немало. На работе мне подписали заявление и махнули рукой – опять на три года можно смело обо мне забыть. На стремительной и головокружительной карьере в судебной системе можно поставить жирную точку.
Конечно, возраст все-таки диктует свое. Третья беременность далась мне не так легко: я быстрее уставала, а из-за больных вен мне было тяжело ходить. Вспоминаю свою огромность и неповоротливость на последних сроках и изматывающий токсикоз вначале (хотя немало юных мам с этим тоже сталкиваются). Но, несмотря на это, я вела активный образ жизни до самых родов. Дважды отправлялась в далекое путешествие, много гуляла, водила машину, в статусе беженцев мы вынуждены были переехать на новое место, а за несколько часов до родов мы долго гуляли в городском парке со старшей дочкой…
И все же о лишениях: практически на год (а в 39 лет каждый твой год кажется намного ценнее, чем год, к примеру, в 25) мне пришлось снова выйти из строя женщин, ведущих активную социальную жизнь. Мое ближайшее окружение – не интересные и успешные люди, а моя семья. Я не веду бурную деятельность, не погружена с головой в водоворот жизни, а кручусь и верчусь в пределах своего дома и парка, куда хожу на прогулку с детьми. Меня сейчас волнуют такие «мелочи», как выпавший первый зуб у старшей дочки и опухшая десенка у младшей, где, наоборот, скоро должен появиться первый зубик. Мой мир сузился до совсем небольших размеров, перестав быть глобальным…
В одной статье я прочитала, что в сорок лет у женщин начинается расцвет жизни. Там детально был описан очень заманчивый шаблон успешности. Мол, дети уже выросли и самостоятельно справляются, за ними не нужно так ухаживать, как раньше. Им требуется гораздо меньше маминого внимания. Благодаря этому у женщины появляется больше свободного времени, которое можно потратить на себя, уход за своей внешностью, общение с друзьями, походы в театр, интересные поездки и путешествия. В сорок уже состоялась карьера, по крайней мере, у большинства работающих женщин. Активная социальная жизнь, большой круг знакомых, новые встречи, грандиозные планы – далеко не весь список преимуществ, которыми ты можешь пользоваться в сорок лет.
Вместо всех этих заманчивых перспектив я, осунувшаяся и уставшая, нарезаю очередной круг по дому, укачивая дочку. У нее болит животик, и вид маленького сморщенного от боли личика вызывает у меня острый приступ жалости. Если бы можно было забрать ее боль себе! Но, видимо, каждому придется трудиться на своем месте. Ей – расти и приспосабливаться к этому миру, в который она пришла совсем недавно, а мне – носить ее на руках, оберегать, пока она маленькая и беззащитная…
Да, возможно, я уже упустила шанс стать бизнес-леди или знаменитым адвокатом. И сейчас у меня практически нет времени, чтобы заняться собой и выглядеть «на все сто». Я работаю мамой и выгляжу соответственно «статусу».
Когда-то давно мой трехлетний сынишка, насмотревшись на моделей, демонстрирующих дизайнерские вещи, сказал мне: «Мама, когда станешь женщиной, я куплю тебе такое красивое платье, как в телевизоре». На мой удивленный вопрос: «А я что же, не женщина, сынок?» он улыбнулся, прижался ко мне и сладко с придыханием произнес: «Нет, ты не женщина… Ты мама!» Эту историю я навсегда поместила в свою копилку драгоценных воспоминаний. С тех пор прошло 19 лет.
Мой сынишка говорит басом, и многие принимают его за моего младшего брата. Самые искренние комплименты в свой адрес я получаю именно от него. От него же получаю и самые беспристрастные отзывы о своей внешности. Недавно на вопрос о том, как я выгляжу, получила исчерпывающий ответ:
– Не парься, мам, мои одногруппники сначала не поверили, что ты моя мама…
Своего сына я родила рано. Тогда тоже все было «не вовремя». Тогда, наоборот, я ЕЩЕ ничего не успела – ни пожить для себя, ни доучиться, ни зарекомендовать себя хорошо на работе (поработала полгода и ушла в декрет), ни заработать кучу денег…
Когда сын подрос, в жизни все сложилось: я получила диплом, устроилась на престижную работу, занималась собой, путешествовала, общалась с друзьями и ходила в театр.
У меня были все возможности идти вверх по карьерной лестнице, но однажды, возвращаясь с работы, я остановилась напротив детской площадки. Я наблюдала за детками, мамочками и поняла – я тоже так хочу! В джинсах и футболке бегать за пухленьким малышом… Тогда это стало для меня откровением.
Сынишка вырос и действительно, как и было написано в той статье, не нуждался в моем неусыпном внимании. Он с огромным удовольствием гонял на велосипеде в компании своих сверстников. У меня было все, как писал автор той статьи, – своя насыщенная интересная жизнь, но оказалось так легко от этого на время отказаться!
Коэффициент полезной деятельности
Когда родилась Вероника (второй ребенок), мой мир вновь стал очень маленьким. Кормление, прогулка, сон, купание. Круги под глазами, бессонные ночи, однообразные дни… Однообразные для стороннего наблюдателя, ведь для родителей все дни разные. Каждый день приносил что-то новое: новая гримаска на личике, осмысленный взгляд, первая улыбка, первый лепет и первое «агу»… Все это наполняло мою жизнь настоящим смыслом и счастьем. С моей второй дочкой мы вместе учились «на психолога»: получали второе образование. Она была моей дипломной работой в прямом и переносном смысле. Диплом мы писали две недели, по бразильской системе, за рекордно короткий промежуток времени.
Я пришла к выводу, что у женщины в период ответственного материнства повышается концентрация внимания, работоспособность и способность справляться с поставленной задачей на 100 процентов! То, что в обычных комфортных спокойных условиях можно делать несколько дней, практически любая мама, имеющая младенца, умудряется сделать за несколько часов!
Я смогла в этом убедиться еще раз совсем недавно, когда меня пригласила на мастер-класс по изготовлению кукол крестная младшей дочурки.
«Я побуду с Анечкой, а ты отдохнешь, отвлечешься, сменишь обстановку», – предложила она. Я согласилась, хотя меня одолевали большие сомнения в успешности данного мероприятия. С рукоделием у меня никогда особенно не ладилось, в основном, по причине того, что на такие занятия нужно достаточно много времени.
Но таким заманчивым было предложение сменить обстановку! Я решилась. Конечно, я очень переживала по поводу того, что у меня ничего не получится, что Аня будет капризничать, и усилия нашей крестной пройдут даром. Но ничего даром не прошло! Начну с того, что мы опоздали, а когда все же попали по адресу, процесс изготовления кукол шел полным ходом. Потом я устраивала и кормила дочку в другой комнате. А когда наконец уселась за стол, вся группа ушла в своей работе далеко вперед.
Но меня воодушевляли две мысли: первая – надо обязательно сделать куклу, чтобы усилия человека, пригласившего меня, не пропали даром. Вторая – дочка в любой момент может раскричаться, и мастер-класс для меня закончится. Движимая этими двумя причинами, я схватывала объяснения мастера налету, быстро выполняя все манипуляции с тканью и нитками. Через какое-то время с удивлением обнаружила, что теперь я впереди всех! У моей куклы уже были ноги, руки, лицо, а другие только пытались это освоить. В конечном итоге мне даже пришлось ждать остальных: моя кукла была готова первой. Оказывается, маленький ребенок – это большой стимул, позволяющий сконцентрироваться на главном и все успеть. У мамы малыша нет такой роскоши – не торопиться, делая все в свободном режиме. Мама младенца работает в режиме нон-стоп. И, как показала практика, это дисциплинирует и позволяет добиваться замечательных результатов – вот такой закон мотивации.
Возвращаясь к тому периоду моей жизни, когда родилась старшая дочь, я вспоминаю, как постепенно в мою жизнь возвращались встречи с друзьями, работа, новые знакомства, путешествия. Спустя год-полтора после рождения малышки, я снова занималась спортом, училась новому делу, знакомилась с новыми интересными людьми. Конечно, у меня уже не было такой свободы распоряжаться собой и своим временем, как раньше, но и оторванным от жизни человеком я себя не ощущала.
Когда рождается ребенок, исчезаешь ты. Но только для того, чтобы через относительно небольшой промежуток времени снова появиться, но теперь в новом качестве, с новыми умениями и навыками. Все нужное, некогда любимое возвращается, что-то уходит навсегда, просто исчезает из твоей жизни за ненадобностью. А что-то новое, неожиданное приходит. Удивительный круговорот смыслов!
Чего я лишилась? На пару лет отодвинула свои планы по успешной самореализации. Поправилась на пару килограммов. Недосыпаю по нескольку часов в сутки. Не попала на несколько важных для меня мероприятий и не имею возможности проводить свой день так, как хочется. Как говорила героиня моего любимого фильма «Вам и не снилось»: «Я себе не принадлежу, только принадлежу графику кормлений». Ее лицо светилось от счастья, когда она говорила об этом учительнице, объясняя свое опоздание на родительское собрание. В этом фильме, кстати, мама тоже поздно родила второго ребенка, когда старшая девочка уже оканчивала школу.
Бесценный дар любви
Я смотрю на своих дочек, на то, как между ними зарождаются и крепнут любовь и дружба, и у меня теплеет в душе. Совсем маленький, крошечный человечек – наша новорожденная Анечка, а как искренно и сильно она радуется своей старшей сестре! Свои самые широкие улыбки она дарит ей! Вероника мостится возле Ани на кровать, берет ее пальчики в руку, и между ними начинается самый трогательный диалог, который я когда-либо наблюдала.
Вероника плавится от нежности, щебечет, а маленькая сестричка агукает ей в ответ. Они отлично понимают друг друга. Если бы не родилась Анечка, то старшая, Вероника, воспитанная в лучших традициях «любимицы семьи», не научилась бы жертвовать чем-то для другого. После рождения сестрички старшенькая очень быстро повзрослела. Она может помыть сестре попку и посмотреть за малышкой, когда мне надо отлучиться. Она сама теперь одевается, накладывает себе еду и моет посуду. Как она благодарила нас с мужем за сестричку! А буквально вчера попросила у меня прощения: «Мамочка, прости, что я попросила сестричку у Бога в такое трудное время…» Я была тронута до слез – дочка научилась видеть чужие трудности и сопереживать, научилась приходить к совсем недетским выводам… Случилось бы все это, если бы я не решилась стать «поздней» мамой?
Возвращаясь мыслями к тому разговору двух женщин, о котором я упоминала вначале, могу ли я сказать, что мне трудно? Что гораздо труднее быть мамой в 40, чем в 20? Жизнь подарила мне уникальную возможность – сравнить. Материнство в сорок и материнство в двадцать.
Быть мамой – большой труд и в двадцать, и в сорок. Быть мамой – большая ответственность и в двадцать, и в сорок. Быть мамой и, замирая от счастья, смотреть на трогательное улыбающееся беззубым ротиком личико своего ребенка – огромная радость и в двадцать, и в сорок.
Быть мамой – это самое большое благословение от Господа. И если Он благословил малышом в сорок лет – значит, справишься, сможешь, вырастишь.
Я смотрю на своих детей и прикидываю в уме – сколько мне еще всего предстоит: вновь детский сад, утренники, дважды учиться в школе, ждать, когда сын вот-вот окончит институт, женится… Кружки, танцы, рисование, гимнастика. И между всем этим надо успевать заниматься своим любимым делом!
И опять приходят на ум слова главной героини кинофильма «Москва слезам не верит» Катерины: «Не грусти, теперь я точно знаю – в сорок лет жизнь только начинается…»
Я точно знаю, что детки подрастут, хлопот и забот станет поменьше, свободного времени больше (проверенный факт), и с удивлением уже несколько раз ловила себя на мысли: «Да у меня еще все впереди!» И я с надеждой прошу у Господа сил, терпения и возможности побыть со своими детьми столько, сколько я им буду нужна.