Родить здорового малыша – естественное желание каждой беременной женщины (за исключением редких, из ряда вон выходящих случаев). Но у Господа на все свои планы, и не каждая беременность разрешается желанным рождением крепыша. Довольно часто в мир приходят слабые дети, маленькие страдальцы, которых одолевают телесные и душевные недуги. Их появление на свет ставит родителей перед выбором: поднять на плечи нелегкий крест испытания или избавиться от него, оставив ребенка в роддоме.
С глаз долой…
В нашем обществе нежелание мам и пап обременять себя больным малышом кажется «нормальным». И близкие скорее поймут, если родители оставят такого особенного ребенка на попечение государства, нежели заберут его домой. Кажется, они имеют на это полное право – ведь им выдали не того, кого они ожидали. Как в магазине: не понравился товар – можно вернуть назад. Тем более, каждая семья отдает себе отчет в том, что воспитание нездорового ребенка – это и морально, и материально, и физически трудно. Для опечаленных родителей возможность избавиться от особенного малыша – своего рода проявление внутренней честности: не чувствуют они сил справиться с испытанием, вот и не берутся. Избавление от ребенка кажется наилучшим решением и для себя, и для маленького человечка.
Да и боязнь осуждения от окружающих подливает масла в огонь. На родителей со всех сторон обрушиваются камни людского презрения. Их считают грешниками, которых Господь наказал за проступки. В них самих видят болезнь, мол, не зря ж у них появился нездоровый малыш. Кто-то даже старается держаться подальше от таких людей, чтобы «не запачкаться».
Родителям, у которых появился особенный ребенок, приходится нелегко. В момент принятия решения «быть или не быть малышу» им не хватает мудрой поддержки и веры в то, что о них позаботятся. Конечно, трудно понести такое бремя, рассчитывая только на свои силы. Да и кому хочется усложнять свою жизнь по доброй воле?
И вот родители уходят, а ребенок остается. Он исчезает из жизни своей семьи, но никуда не исчезает из своей собственной. Ему дарован этот земной путь в обремененном болезнями теле, и раньше, чем Господь призовет его к себе, он его не завершит. Жизнь многострадальной души продолжается, и она нуждается в любви, заботе и человеческом участии.
Кто-то теряет, а кто-то находит
К счастью, есть люди, которым небезразлична судьба особенных детей, проводящих свои жизни в сиротинцах для инвалидов, толерантно называемых теперь «интернатами для детей с ограниченными возможностями». И они, эти «странные» люди, имеют смелость взять их себе на воспитание.
В сентябре 2014 года на православном портале pravmir.ru появилась статья, которая не оставила читателей равнодушными. Ее автор Наталья Кажаева, многодетная мама из Самары, рассказала о своем опыте усыновления детишек с ограниченными возможностями. Практически за год в ее семье появилось четыре особенных ребенка! Взяв одного, Наталья уже не могла остановиться. Ей хотелось пригреть все больше и больше ребят. Она видела, как они меняются в семье, как улучшаются их самочувствие и внешний вид, как исчезают прежние болезни.
Для многих остается загадкой: что же толкает таких «блаженных», как Наталья, обзаводиться чужими детьми, да еще имеющими кучу заболеваний? Кто-то добровольно отказывается нести крест по воспитанию этих деток, а кто-то добровольно воздвигает его на свои плечи. Очень захотелось понять философию жизни таких неравнодушных людей, и я охотно делюсь своими размышлениями с вами.
Зри в корень
Очевидно, самое первое и важное, что присуще им, – это умение смотреть вглубь вещей. Они видят не только то, что на поверхности – болезни, трудности. Они ищут смысл в существовании особенных детей и в том, чтобы быть с ними рядом. Невозможно взять в семью ребенка с ограниченными возможностями, сделав это просто так, повторив за кем-то, или потому, что это считается хорошим поступком. Здесь нужно иметь внутреннее понимание, зачем ты это делаешь.
В своей статье мама Наталья приводит слова волонтера, с которым она общалась в реабилитационном центре. Эти слова чрезвычайно емко передают глубину внутреннего понимания людей, движимых заботой о больных детях: «Зачем Господь посылает на землю таких людей?! Да для того, чтобы мир был добрее и чище! Это как проверка на вшивость всего здорового населения! Только мы, взрослые и «нормальные», этого никак понять не можем! Мы обрекаем таких детей жить в изоляции от нас, без семьи, без друзей, боясь искалечить души наших «нормальных» детей. А вдруг ему (нашему здоровому родному) станет дурно от созерцания телесного «уродства»?! Как мы не понимаем, что духовное уродство намного страшнее, чем телесное! И наши дети видят примеры духовного уродства повсеместно! И мы не боимся!!! А ангелов во спасение души мы, взрослые и умные, прячем за высоким забором. Парадокс, да?»
Появление особенных детей – это не ошибка Бога, а Его замысел. На поляне жизни растут всякие цветы: и красивые, и не очень, и яркие, и блеклые, и полные силы, и слабые. Но в глазах Господа все они – Его творенье. У Него нет ошибок, случайностей, непредвиденных обстоятельств, сбоев в системе. У Него есть заложенный механизм жизни, в котором предусмотрено место и здоровым, и больным. И первые, и вторые могут соприкасаться друг с другом, и первые, и вторые нужны миру и друг другу. Слабость и немощь другого человека, а тем более маленького, – это самое первое указание окружающим на необходимость творить добро. Так ли много добра мы делаем в этой жизни? Наверное, недостаточно, если есть еще те, кто нуждается в помощи, кто проводит свою жизнь за стенами детских домов и интернатов.
За добро добром платят
Представляете, какое чудо происходит, когда на свете становится одним счастливым ребенком больше! Он попадает в семью, где его любят, где о нем заботятся, он начинает по-другому себя чувствовать, по-другому проявлять. Меняется ход одной отдельно взятой жизни! В свою очередь, этот подрастающий человечек также дарит любовь окружающим. Делает это, насколько позволяют его возможности. Но делает! В итоге получается, что позитивное изменение душевного состояния одной личности влечет за собой изменение в лучшую сторону его окружения, и, словно круги по воде, расходятся один за другим круги доброты и любви.
Конечно, у Бога такие добрые дела не могут быть забыты. Еще при жизни у семей, взявших под свое крыло особенных детей, появляются новые возможности. Например, за время расширения своей семьи Наталья Кажаева смогла приобрести автомобиль, перестроить дом, свозить детей на море. Да, сделать это ей удалось с помощью других людей, но удалось же!
А что уж говорить о тех добродетелях, которые наследует добрая душа в жизни вечной! Любовью, самоотверженностью и бескорыстием в земном существовании она прокладывает себе дорогу в рай. Согласитесь, что забота об особенных детях – это не одноразовый добрый поступок. Это самоотверженное служение до конца дней. Служение не ради того, что ребята когда-то вырастут, станут помощниками по хозяйству, обеспечат достойную старость. Скорее всего, единственной отдачей может стать ответная любовь воспитанников и понимание того, что в этом мире хотя бы одному человеку жить стало легче. Это невозможно потрогать или что-то за это купить, но это та «валюта», за которую Господь дарует спасение.
Семья – целебное лекарство от недугов
Те, кто заботятся о маленьких страдальцах, понимают: их немощи – не порок. Порок – это то, что ближние от них отворачиваются: и родители, и чужие люди, которые потенциально могли бы стать родными. Кто, как не слабые дети, нуждаются в любви и заботе? Семейная атмосфера целебна для любой души, а ребятам с особенностями развития она больше всего нужна!
Представьте на минуточку, что вас, взрослого здорового человека, заперли в казенных стенах на неизвестных условиях и на неопределенный срок. Как бы вы себя чувствовали? Каким было бы ваше настроение? Пошло бы это на пользу вашему здоровью? А теперь представьте, каково живется детям с ограниченными возможностями? Обстановка в государственных учреждениях не только не способствует излечению имеющихся болезней, наоборот, она развивает новые, в то время, как семья способна облегчить врожденные. Именно в домашней среде состояние детей улучшается, ведь самые лучшие казенные стены никогда не подарят семейной любви, заботы и ощущения нужности. Семья – это целебное лекарство от многих недугов! Как же дети могут излечиться, если им не давать это лекарство?
Часто болезни детей, находящихся в интернатах, – это ответ на скорбные условия, в которых прошли первые годы их жизни. Ввиду плохого ухода и отсутствия ласки тела обременились страданиями. И теперь их души, как птицы, закованы в клетку телесного недуга. У этих детей есть свои мечты, которым, скорее всего, не суждено сбыться. После совершеннолетия они отправляются в дома для престарелых, где проводят остаток жизни. Конечно, самое огромное желание таких ребят – попасть в семью. Его осуществления они ждут годами, но ожидание не оправдывается, не сбывается, они так этого и не дожидаются. Как много вы знаете людей, которые пригрели в своей семье больного сироту? В моем окружении, к сожалению, таких нет…
Чья-то слабость – это возможность проявить свою силу
Да, не все мы имеем святую самоотверженность и готовность взять в семью нездорового ребенка. Но есть то, что по силам сделать каждому. Мы можем не осуждать особенных детей и тех, кто их воспитывает. Мы можем помогать приемным семьям своим временем, участием, материально. Мы можем навещать детей в учреждениях, где они находятся, и дарить свою любовь, общаясь с ними. Не отворачиваться совсем – это уже помощь, слабая помощь от слабых «нормальных» людей, и это лучше, чем ничего!