Любая зависимость — это болезнь био-психо-социо-духовная. Поэтому просто перестать пить недостаточно, работа должна проводиться во всех этих четырех сферах. Человеку необходимо выполнять определенные ограничения и предписания, нужно работать с чувством вины и тревоги, менять свое окружение и наконец искать смыслы. Но главная цель — это понять и признать, что контроль над употреблением утерян, и научиться жить счастливо, полноценно без употребления вещества, исключив его из своей жизни.
Дмитрий Николаев, дьякон, основатель Школы духовного взросления при Ионинском монастыре, консультант по химической зависимости в Центре лечения алкоголизма «Сенс».
Что такое зависимость с духовной точки зрения?
С точки зрения духовной жизни зависимость — это страдание и болезнь. Но первопричина ее может быть и духовной и душевной. В духовной сфере причиной может стать отсутствие смысла жизни. В душевной или психологической — детские травмы, полученные человеком, начиная с утробы матери и вплоть до зрелого возраста, которые со временем провоцируют употребление. Начинать работу, чаще всего, нужно не в духовной плоскости, а в душевной. При этом не упрекая человека, не усиливая его чувство вины, которое у него и без того огромно. А восстанавливая его в собственных глазах, поднимая его самооценку. Зависимый человек не виноват в своей болезни, но он должен взять на себя ответственность за решение этой проблемы.
Что значит — освободиться от зависимости?
Любая зависимость — это болезнь био-психо-социо-духовная. Поэтому просто перестать пить недостаточно, работа должна проводиться во всех этих четырех сферах. Человеку необходимо выполнять определенные ограничения и предписания, нужно работать с чувством вины и тревоги, менять свое окружение и наконец искать смыслы. Но главная цель — это понять и признать, что контроль над употреблением утерян, и научиться жить счастливо, полноценно без употребления вещества, исключив его из своей жизни.
Созависимость — та же зависимость?
Созависимость —- это зависимость от поведения близкого человека: «Ты пьешь алкоголь, а я пью тебя». И если, например, муж перестает употреблять, то жена уже не может «пить» мужа, потому что он изменился, стал другим. Для нее это может быть невыносимо, и подсознательно она будет стараться все вернуть. Если ей сказать, что она толкает мужа к рюмке, она возмутится: «Что за бред!». Но неосознанные действия направлены именно на это. По статистике реабилитационного центра, где я работаю, более 50 % срывов у тех, кто прошел реабилитацию, происходит из-за близких родственников. Из-за мужа, жены, мамы. Семья, где имеется пьющий человек, является дисфункциональной. И все члены семьи должны проходить лечение. Только каждый от своего.
Если говорить об исцелении в духовной сфере, какое значение имеет посещение храма, вера, молитва, причастие?
Как это ни странно, только молитвы или посещения храма будет недостаточно. В храме человек найдет духовную поддержку, утешение, но если он при этом ничего больше делать не станет, не начнет меняться, то это будет поверхностная духовная жизнь. И если убрать проблему, то может оказаться, что и в храм ходить уже не нужно…Апостол Павел говорил: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное…Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 Кор. 15, 44-46). То есть, сначала надо подправить в себе душевное, человеческое, а потом уже на этом фундаменте возрастать духовно. Душа человека — это почва. А духовная жизнь — сад, где растут плоды. Если почва повреждена, то какой будет урожай? Поэтому надо работать над собой, над своей душой. Зависимый человек может посещать анонимные группы, или пройти реабилитацию в центре — способов много. Если молиться Богу, он пошлет человека или программу, или группу, через которую возможен возврат к трезвой жизни. Но дальше все будет зависеть от человека, от его усилий и стремлений.
В Православии есть понятие – трезвение. Это то же, что трезвость?
Трезвенная жизнь — это жизнь осознанная. Когда вы в любой момент способны осознать, что с вами происходит. Трезвение помогает, когда вы видите, что ваши автоматические реакции неадекватны, разрушительны. Тогда нужно протрезветь эмоционально — и разобраться, посмотреть, почему я так мыслю, говорю, веду себя? Что со мной вообще происходит? Это важно для всех, а не только для зависимых. Ведь одни не трезвы из-за алкоголя или наркотиков, другие — из-за своего чувства вины, третьи из-за истеричности, а четвертые — из-за накопленного постоянно подавляемого гнева. Можно сказать так: каждый человек «употребляет» что-то свое, просто не все это видят. Трезвение же помогает это сделать. Важно помочь человеку осознать то, что он не хочет осознавать. Этим занимается и аскетика: помогает осознать себя, отыскать собственную личность. Все монашеские практики — попытка пробиться к своей глубине. Вся христианская жизнь — это путь к себе, подлинному. Ведь только ты сам, настоящий, можеш встретиться с Богом. Поэтому и жить с самим собой нужно трезво и внимательно. «То, что не осознается, легко превращается в страсть», – сказал Евагрий Понтийский.
Реально ли стать свободным от всех зависимостей?
Я думаю, что абсолютно свободным быть нереально. И смысл жизни — не в том, чтобы достичь святости, а в том, чтобы к этому стремиться. И это стремление должно быть постоянным. Потому что остановка может стать падением.