Выздоровление зависимого человека начинается с честности, а не с прихода на приём к врачу, психологу или священнику. С честности перед собой, перед другими людьми, перед Богом. Ведь бывает так, что человек попадает на консультацию под «лёгким» давлением родственников или каких-то государственных органов. Честности, искренности, самокритичности в таких случаях, естественно, мало. «Виноваты» в проблеме все вокруг, только не сам человек.
Юрий Бессмертный— психолог, сертифицированный экзистенциальный консультант (по версии IPEC), консультант по зависимостям, мастер социальной работы
Определений зависимости много, а как вы, Юрий, отвечаете на вопрос — что такое зависимость?
Действительно, существуют разные определения зависимости. Они все могут считаться правильными, объясняющими суть проблемы. Говоря о зависимости, я, в первую очередь, думаю о потере контроля, когда некто или нечто начинает руководить жизнью человека, становится властелином его мыслей и эмоций, указывает ему, куда идти и что делать. Бессмысленно оперировать заумными книжными фразами, ибо это навевает скуку и разочарование. Всё гениальное просто. Помните как у апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1-е послание к Коринфянам, 6:12).
Увидеть весь процесс жизненных метаморфоз для зависимого бывает мучительным, но полезным. Ну, а если человек ещё и поймёт, что чудодейственной таблетки от болезни нет, а нужно засучив рукава трудиться для своего выздоровления, то, считайте, он встал на путь, ведущий к выздоровлению.
Можно ли сказать, что природа всех зависимостей одинакова? Будь то алкогольная, игровая, наркотическая зависимость или такие «социально одобряемые» зависимости как трудоголизм, шопоголизм ?
Вначале все зависимости приносят человеку удовольствие, удовлетворение, эйфорию. В случае с алкоголем или наркотиками это может случиться и не с первого раза, но постепенно человек экспериментальным путём находит тот «продукт», который ему больше всего нравится. Неслучайно существует такое выражение: «наркотик моего выбора». Сюда я отношу не только психоактивные вещества, но и различные виды навязчивого поведения. Такое поведение может быть связано с работой, спортом, покупками, едой, сексом и т.д.
В последние годы или даже десятилетия специалисты говорят о предрасположенности человека к зависимости (аддикции). Во всяком случае, уже никто не сомневается в генетической предрасположенности к алкоголизму. Прежде всего, это связано с дофаминовой и эндорфиновой медиаторной системой мозга. И если при наркомании многократное увеличение нейромедиаторов происходит за счёт приёма психоактивных веществ, то при нехимических зависимостях их количество растёт за счёт внутренних ресурсов. Определённый компульсивный (навязчивый) вид деятельности стимулирует выработку, например, тех же эндорфинов. А если человек генетически предрасположен к зависимости, то он станет искать «кайф» хоть от чего-нибудь. Это можно хорошо увидеть по воздерживающимся от употребления алкоголикам и наркоманам, но не понимающим при этом, что такое выздоровление. Они часто скатываются в одержимое поведение, которое проявляется в работе, сексе, спорте, азартных играх и разных других вещах. По сути, происходит замена одной зависимости на другую, не менее пагубную, но замаскированную.
Психоаналитики сказали бы, что природа любой зависимости кроется где-то в глубинах нашего бессознательного. И, пожалуй, они по-своему правы, ведь часто в жизни человек совершает определённые действия, даже не отдавая себе в этом отчёта. Многие большую часть жизни проводят «не приходя в сознание». Мне близки слова известного психиатра и психотерапевта прошлого века Карла Густава Юнга. Незадолго до смерти в 1961 году он переписывался с основателями общества анонимных алкоголиков и в одном из писем употребил такое выражение: «Spiritus contra spiritum». «Spiritus» с латыни переводится и как «спирт», и как «дух». Получается, что «дух человека против духа алкоголя». Заметьте, не печень с почками, не кровь с сосудами, и даже не пресловутая воля с непонятной силой против алкоголя, а именно дух. Но до духа добраться ещё нужно! Часто говорят, что хорошо бы больному «почистить кровь». Но чистить нужно не кровь, а голову, разум, смысл, душу.
Кого можно считать зависимым человеком?
Сразу оговорюсь, что мы имеем в виду деструктивные пагубные зависимости, приводящие человека к жизненной катастрофе или доставляющие ему сильный дискомфорт. Ибо независимых людей не существует в принципе. Пожалуй, зависимым (в контексте нашего разговора) человеком можно считать того, у кого предмет «вожделения» по приоритетности выходит на первое место в жизни. Им может быть кто угодно или что угодно. Самое коварное то, что самому человеку, как правило, не заметен процесс «вхождения» в зависимость. От разного рода «звоночков»: неприятностей, последствий человек отмахивается как от досадных недоразумений, всё глубже и глубже погружаясь в пучину «сладострастия».
Вырабатываются стойкие механизмы психологической защиты, особенно такие, как вытеснение и отрицание. Зависимый до «последней капли крови» защищает своё право на употребление, продолжая жить в придуманном мире самообмана, манипуляций, иллюзий. Есть такое расхожее выражение: «Это случится с кем угодно, только не со мной». Но даже когда случилось, бывает очень тяжело признать это и начать обратный процесс. Да, действительно, мы будем зависимы от разных вещей до конца земной жизни, но у нас есть замечательное право выбирать свои зависимости, отторгая деструктивные и следуя за созидающими и полезными.
Каковы характерные черты зависимого человека?
Развитие зависимости меняет характер человека. Если темперамент остаётся тот же, то характер, например, алкоголика или наркомана меняется в худшую сторону. Сама природа болезни такова, что человеку приходится врать, изворачиваться, манипулировать и т.д. Постепенно человек становится лживым, эгоистичным, мелочным, склочным, подозрительным, ревнивым, вспыльчивым. Естественно, что у каждого человека своя жизненная история с её генетикой, внутренними ресурсами, обстоятельствами и условиями. И, тем не менее, употребление психоактивных веществ накладывает свой отпечаток на характер любого человека. Скажу больше, что и нехимические, так называемые социально приемлемые зависимости тоже оказывают влияние на человека. Ведь зависимый, со временем, всё чаще испытывает чувство вины, обиду, злость, стыд. А если это происходит много лет, то представьте, какие метаморфозы совершаются во внутреннем мире человека!
Есть такой старый советский фильм «Щит и меч». Олег Янковский играл там немца-алкоголика. Его фразу можно считать классической в этом жанре: «Я всегда себя плохо чувствую, пока не выпью». Конечно же, имеется в виду прежде всего внутреннее состояние, а не физическое самочувствие, хотя и последнее тоже играет важную роль. Чтобы хоть как-то ощущать себя в этом мире, чтобы выдавить из себя улыбку, нужна очередная порция «допинга». И ради этого «допинга» человек может быть готов на многое, если не сказать на всё.
Характер закладывается в детстве. Говорят, что ребенка нужно воспитывать пока он поперек кровати лежит. Какие ошибки воспитания могут привести к формированию зависимости у человека?
Воспитание ребёнка начинается с утробы матери. То, что он впитывает с внешней среды в это время и дальше лет до трёх-пяти, во многом предопределяет его отношение к миру в целом, его роль в этой жизни. А представьте, если на протяжении беременности женщина испытывает стресс? Для ребёнка мир уже тогда становится опасным и неуютным. А потом удивляются, откуда берётся зависимость, если генетика вроде бы не располагала к этому.
После рождения окружающая среда продолжает воздействовать на ребёнка. Как правило, режиссёрами этой среды являются родители. Понятно, что они могут дать только то, что имеют сами. Но стремиться нужно к созданию безопасной доброжелательной атмосферы, окружая ребёнка вниманием и заботой. С ранних лет нужно начинать вести диалог, естественно, на понятном для ребёнка уровне. Из родительских ошибок можно выделить такие: тотальный контроль, чрезмерная опека и «сюсюканье», или наоборот, отстранённость, когда ребёнок слишком предоставлен сам себе. Фразы «отстань», «не до тебя», «заткнись», «я занят», «не мешай» явно не способствуют формированию здоровой личности. Первостепенное значение имеет доверительная атмосфера в кругу семьи. Проблема ведь не в том, что подросток-сын, например, попробовал «травку» или выпил спиртного. Пробуют почти все. Проблема в том, что он стал «партизаном» и не признается родителям даже под давлением неопровержимых доказательств. Нет доверия, нет диалога, а именно это является психологической основой здоровой семьи. Ну и народная истина проста: не воспитывайте детей, воспитывайте себя, дети просто впитывают то, в чем живут.
Что такое созависимость? Как она проявляется в родительской семье? В семье собственной?
В нашей стране за последние пятнадцать лет это слово приобрело популярность не только в специальной литературе. Полюбилось оно людям, которые о самой зависимости далеко не всё знают и понимают. Мне импонирует определение, данное на 1-й Конференции по созависимости (США, Аризона, 1989): «Созависимость — это устойчивое состояние болезненной зависимости от компульсивных форм поведения и от мнения других людей, формирующееся при попытках человека обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность» (имеется в виду, что эти попытки реализуются заведомо неверным, ошибочным путем). Получается, что созависимость — это та же зависимость, но от другого человека и его слов, эмоций и поведения. Зависимость болезненная, доставляющая много дискомфорта.
Когда читают лекции на данную тему, то часто подкрепляют их схемами на доске или бумаге для наглядности. Например, рисуют кружочки, каждый из которых обозначает отдельную личность. И представьте себе, маленький кружочек полностью находится в большом, или же между кружочками абсолютно нет соприкосновения, и они, как две отдельные планеты вращаются в пространстве. Оба этих рисунка характеризуют крайние противоположные, но одинаково патологические отношения в семье. В первом случае происходит «поглощение» одного человека другим, во втором случае у людей нет никаких отношений, но проблема по сути одна и та же. Семья нездоровая. И нездоровье это характеризуется отсутствием личностных границ между членами семьи, уважения, наличием специфических «ролей» как у взрослых, так и у детей. Например, есть в семье зависимый алкоголик. «Классикой жанра» считается, когда жена начинает его контролировать, преследовать, «спасать», проявлять свою «жертвенность». Ничем иным, как пособничеством, это назвать нельзя. Алкоголик тоже приспосабливается к такой жизни, продолжает употреблять и менять ничего не собирается. Приспосабливаются к такой семейной жизни и дети: кто-то становится семейным героем, кто-то клоуном, кто-то брошенным ребёнком. Все эти роли разные, но их целью является компенсация недостатка внимания, любви, ласки и заботы. Родители играют в свои игры, дети в свои. Но беда в том, что это не компьютерные игры, а сама жизнь, которая не прощает «наплевательского» к ней отношения. Вырастая, дети создают свои семьи, в которых отношения зачастую строятся по образцу отношений в родительских семьях, они обещают себе, что никогда не будет так, как у родителей, но разве они умеют иначе? С большой долей вероятности можно сказать, что дочь отца-алкоголика выйдет замуж тоже за алкоголика. А если даже и не выйдет, то в любом случае, её будет тянуть к созданию деструктивных «безграничных» отношений. Откуда таким детям брать силы, чтобы выйти из сценариев, которые проигрывались годами? Для этого нужна большая и непростая работа над собой, но и к этому часто дети не приучены, они же видели только то, как в семье «работают» над другими, пытаясь перекроить под свои потребности. В каком-то смысле — замкнутый круг, безысходность, если не принять права на свою жизнь в собственное пользование. Для начала, хотя бы прислушаться к себе (!), к своим (!) желаниям и честно признаться, что такая жизнь не устраивает, что хочется жить по-другому. А дальше — пойти на группу, ведь сейчас и для родственников хватает возможностей выздоравливать, а не только для самих зависимых. Причём имеются разные направления: 12-шаговые группы, христианские, психологические, группы встреч, и т.п. В конце концов, существует индивидуальная и семейная терапия. Было бы желание!
С чего начинается выздоровление зависимого?
Выздоровление зависимого человека начинается с честности, а не с прихода на приём к врачу, психологу или священнику. С честности перед собой, перед другими людьми, перед Богом. Ведь бывает так, что человек попадает на консультацию под «лёгким» давлением родственников или каких-то государственных органов. Честности, искренности, самокритичности в таких случаях, естественно, мало. «Виноваты» в проблеме все вокруг, только не сам человек. Но даже при таких обстоятельствах очень многое зависит от консультанта. Главное, не играть роль карающего меча и всезнающего мудреца-педагога. Задача консультанта состоит в том, чтобы проложить по возможности мостик от своей души к душе клиента. И даже если последний снова уйдёт на «фронт» сражаться с психоактивными веществами — это не трагедия. Ведь он уже знает, куда можно обратиться в случае усугубления проблемы. Что еще важно — для выздоровления должны созреть условия, когда последствия употребления просто невозможно игнорировать. Пока человеку «комфортно» в употреблении, то вряд ли он ни с того, ни с сего начнёт менять свою жизнь.
Какие привычки, черты характера, качества, необходимо выработать зависимому человеку, чтобы встать на путь выздоровления?
Изменения происходят в процессе выздоровления. В самом начале он ещё «старенький» с целой армией своих «тараканов», но преисполнен желанием измениться. Но одного желания мало; нужна готовность ломать стереотипы, барьеры, соблюдать ограничения и рекомендации. Один выздоравливающий алкоголик сказал, что «готов был грызть землю, чтобы оставаться трезвым».
Качества, которые нужны для выздоровления — трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость, принятие, смирение. По сути, человеку необходимо собирать свою личность «с нуля». Ведь то, что зависимого человека называют незрелой личностью, во многом соответствует действительности. Отсюда и задача: становиться зрелым сыном, зрелым отцом, зрелым мужем и т.д. Думаю, что многим приходилось пробовать неспелое кислое яблоко, которым чуть ли не плеваться хотелось. И совершенно другое дело — сочный сладкий плод, вкушать который хочется ещё и ещё. Точно так же и с человеком.
Что необходимо делать его родным, близким?
Я скорее скажу то, что родным и близким нужно перестать делать некоторые вещи. Перестать контролировать жизнь зависимого, преследовать его, перестать «спасать», перестать нести «жертвенный крест», как любят многие родственники, «трубя» об этом на каждом шагу. Человек должен нести ответственность за свои поступки. Даже если он не хочет этого или не догадывается о такой ответственности. Достаточно просто предоставить человеку возможность взять эту самую ответственность за свою жизнь. И должно быть всё естественно, как сама жизнь, а не искусственно, как часто делают близкие, пытаясь манипулировать зависимым человеком и другими людьми, вовлечёнными в эту ситуацию. Часто своими благими намерениями родные «плетут» настоящие интриги, создают многоходовые комбинации, уподобляясь умудрённым опытом шахматным гроссмейстерам. Ещё раз повторю: всё гениальное просто. Украл — тюрьма, прогулял работу — увольнение, страшная «ломка» — терпи или ищи врача, не заработал на еду — голодай, не заработал на жильё — «бомжуй». Согласен, жёстко, но справедливо, а самое главное — доходчиво. Тогда у зависимого человека появляется стимул что-то менять в своей жизни.
Бывает так, что в материальном плане человек себя чувствует неплохо, несмотря на употребление. Но у близких всегда есть право отделиться от этой зависимости, не потакать зависимому в его желаниях. Отделение — это больше внутренний процесс, а не внешний. Отделиться можно и на двадцати квадратных метрах, отстаивая своё право на достойную жизнь. Не спорю, тяжело всё это, но, как говорится, «вода камень точит». Родственникам нужно понять, что помощь и «спасательство» — совершенно разные вещи. Никто не может прожить жизнь за другого человека, да и незачем это делать. Каждому довольно своего жизненного пути и задач.
Какие опасности на пути выздоровления могут быть?
Как ни парадоксально, но за свою жизнь человек обманывает больше всего именно себя. Если бы зависимый выполнял все рекомендации и соблюдал все ограничения, то можно было бы сказать практически со стопроцентной уверенностью, что он не вернётся к употреблению. Но это в теории. А в реальной жизни все не так просто. При первых же улучшениях и этапах выздоровления, голова начинает размышлять, философствовать, рационализировать, умничать. Острота проблемы уходит, жизнь вроде бы налаживается, так зачем же прилагать столько усилий и тратить столько времени для выздоровления?! В психологии это названо «сопротивлением»: факт частичного или полного игнорирования своей зависимости.
В выздоровлении есть свои этапы, и каждому этапу соответствует свой набор определённых задач, которые необходимо выполнять. Безусловно, дальше — легче и проще, но вначале надо серьёзно потрудиться. Очень важно научиться проживать стрессовые ситуации без «наркотика». Это только на первый взгляд кажется, что всё очень просто: принял решение и сделал. Помните, как Марк Твен писал: «Курить бросить легко. Я сам бросал тысячу раз». Если сказать кратко, самое опасное на пути выздоровления — сойти с дистанции, решив, что в моей жизни всё o’key. Я уже не говорю о том, когда люди заменяют употребление работой, спортом, отношениями, даже церковью (когда неправильно понята суть церковной жизни), считая это полноценным выздоровлением (воздержанием, ремиссией). В долгосрочной перспективе это приводит к плачевным результатам. Опасность состоит в том, что всю свою болезненность и незрелость человек попросту переносит теперь на эту новую сферу жизни, и как ни крути здорового и наполненного смыслом отношения к этой новой части жизни, в таком случае быть не может. Душевная работа заключается не в переключении на другой «объект», а в серьезной внутренней работе и готовности к ней.
Напомню, что зависимость, особенно зависимость от ПАВ (психоактивных веществ), является био-психо-социо-духовным заболеванием. Перекосы в какой-либо из этих сфер создают очень много напряжения зависимому человеку, что, в свою очередь, может привести к рецидиву. Об этом нельзя забывать.
Реально ли человеку преодолеть зависимость, стать здоровым или это процесс бесконечный?
Понятие здоровья — весьма условное и относительное. Если взять, например, классических наркоманов и алкоголиков, то они не смогут вернуться к своему исходному состоянию, когда начинали употреблять. В нейромедиаторной системе мозга произошли определённые изменения, и каждая новая порция «допинга» запускает «спящий механизм». Получается, что алкоголик не сможет вернуться в славные годы боевой юности и снова контролировано употреблять, несмотря на приличный срок воздержания. Ну а риск рецидива есть всегда, эту болезнь невозможно вылечить полностью в обычном понимании слова, но её можно остановить и, при соблюдении определённых правил, жить вполне достойно и счастливо. Выздоровление — процесс перманентный, длиной в земную жизнь человека. И понимаю я его больше в глобальном смысле, как выздоровление человеческой души, путь ее восхождения.