Лабиринты кино

Лето — время, когда не сидится на месте, хочется отправиться в дальние страны, отдохнуть, получить новые знания и впечатления. Но иногда можно не ехать за тридевять земель, при этом совершить невероятное путешествие. Когда, как не летом смотреть фильмы о путешествиях, относящихся к жанру «road movie» ,что в переводе означает «дорожное кино». Писатель Алекс Гарленд как-то сказал: «Убежать от всего с помощью путешествия действительно можно. Почти с того самого момента, как я сел в самолет, жизнь в Англии утратила всякое значение. Включились индикаторы ремней безопасности, а проблемы отключились. Сломанный подлокотник стал важнее, чем разбитое сердце. К тому времени, когда самолет взмыл в воздух, я забыл о том, что Англия вообще существует». Итак, отправимся в путь вместе с великими кинолентами.

«Потерянная звезда», итал. «La Stella che non c’e», реж. Джанни Амелио, 2006 г.

Если кому-то нравится неспешное кино и жанр «road movie» настоятельно рекомендую этот фильм. Полуторачасовое путешествие по Китаю скажет вам гораздо больше любых очерков из Youtube и передач о других странах. Еще один фильм о взаимопроникновении культур.

Обаятельный Серджо Кастеллито, актер и режиссер,чья улыбка говорит гораздо больше слов, и малоизвестная актриса с очень выразительными глазами составили отличный дуэт.

Фильм, начинающийся как обычное путешествие, под самый конец перерастает в нечто большее.

Великолепно показано, что представляет современный Китай (чтобы ни у кого не было иллюзий). Страна с огромным населением, где ценность человеческой жизни ничтожна.

В итоге герой находит смысл жизни и обретает самого себя.

Это фильм о том, что не обязательно уплывать за тридевять морей: все самое необходимое уже заложено у тебя в душе, просто иногда нет нужного человека, который помог бы тебе в этом разобраться.

«Бумажная луна», англ. «Paper Moon», реж. Питер Богданович, 1973 г.

Моисей Прай (Райан О’Нил ) появляется на похоронах в Америке эпохи депрессии якобы для того, чтобы отдать дань уважения покойной женщине, которую он знал раньше и у которой остался ребенок.

Девочка Эдди (Татум О’Нил ), поскольку она так и не узнала, кем был ее отец, теперь сирота.

Моисея просят отвести сиротку к ее тетке (единственной родственнице) в другой конец Америки, и Моисей вынужден отправиться в долгую автомобильную поездку из Канзаса в Миссури. Казалось бы, благородный поступок, но есть одно обстоятельство — Моисей мошенник, (во времена великой депрессии каждый выживал, как мог) продающий Библии, и в бойкой не по годам, острой на язык девчушке, он увидел новую схему для своего бизнеса. Ирония в том, что Эдди, оказывается, имела навыки такого поведения и очень быстро освоилась, так что стало непонятно, кто у кого на крючке.

Оригинальный роман «Эдди Прэй» Дэвида Брауна послужил основой для экранизации Питером Богдановичем — самобытным режиссером со своим особым почерком, характерной особенностью которого являются долгие и быстрые разговоры, что позволяет его актерам создавать ритм, который служил энергичным, отвлеченным эхом натурализма.

Стиль Богдановича формируется на стыке разных жанров — от «роуд-муви» и психологической драмы до едкой сатиры и комедии. Многое из того, что происходит в фильме, не особенно смешно (эпизоды с мошенничеством и обман доверчивых людей), но суть «Бумажной луны» в том, что она отправляет нас в путешествие, которое превращается в нечто большее.

Под конец присутствие угрожающего коррумпированного шерифа, бутлегерство приносит больше напряжения, и фильм превращается почти в триллер.

В итоге «Бумажная луна» оказалась великолепной комедией, одной из лучших в 70-х годах. Это выдающийся фильм, в котором представлены потрясающие актерские работы — дуэт отца и дочери Райана и Татума О’Нила.

Наряду с отличными визуальными эффектами, остроумным сценарием Элвина Сарджента, фантастическим актерским составом, блестящей операторской работой Ласло Ковача фильм демонстрирует лучшее, что было создано в «золотой период» расцвета Голливуда

«Путешественник» (Homo Faber) — реж. Фолькер Шлендорф. Экранизация романа Макса Фриша «Хoмo Фабер». 1991 г.

Прекрасное и печальное кино о любви. Отец, бросивший свою дочь, спустя 20 лет случайно встречает ее и влюбляется, не подозревая, кто она. Встречает, чтобы потерять навсегда.

«Homo Faber», несомненно, является одним из важнейших, известнейших произведений мировой литературы. Неудивительно, что он смог заинтересовать известного кинематографиста-библиофила Шлендорфа, автора таких фильмов, как «Молодой Тёрлесс» адапт. Роберта Музиля, «Потерянная честь Катарины Блюм» адапт. Генрих Бёлль, «Любовь Свана» адапт. Марсель Пруст и др.

Эта, казалось бы, простая история, обогащенная интеллектуальными диалогами об искусстве, смысле жизни, любви и о вечных ценностях раскрывается только тем зрителям, которые достаточно внимательны и чувствительны, чтобы по-настоящему погрузиться в содержание.

Величественная и меланхоличная фигура героя Сэма Шепарда согнута от веса экзистенциальных давлений. Его персонаж — инженер Фабер, странник, чьи путешествия привели его в Афинский аэропорт, где он размышляет о трагическом пути своей жизни. Фабер — таинственный, символический типаж, он не столько реальный человек, сколько собрание ассоциаций, скелет, на котором висит плоть собирательного образа, учитывая 50-е годы, в которых разворачивается большая часть истории, десятилетия Сартра и Камю.

Его герой проскальзывает в знакомый костюм одиночки, страдающего от духовных сомнений и интеллектуальной усталости, как будто на лацкане его помятого костюма прикреплен значок «экзистенциализм».

При этом фильм не скатывается к обычному философствованию, а следует за своим героем через паутину совпадений, которая выводит его из Цюриха до войны, где он был студентом, к его низшей точке два десятилетия спустя в Афинах.

Эмоциональная история подается нам с точки зрения объективно мыслящего и соответственно действующего человека, что является одним из особых приемов этого фильма.

«Мужчина слышит только самого себя, поэтому жизнь женщины, ожидающей от мужчины понимания, не может сложиться удачно. Мужчина считает себя властелином мира, а женщину — своим зеркалом. Властелин не обязан изучать язык тех, кого поработил, а женщина вынуждена знать язык своего господина, но от этого ей мало проку, ибо она осваивает язык, на котором оказывается неправой».

«Флорида», фр. «Floride», реж. Филипп Ле Гюэ, 2015 г.

Жан Рошфор играет Клода, которому более 80-ти лет, и который с каждым днем становится все более ревнивым, забывчивым и растерянным. Он живет один в большом доме, который принадлежал семье с 19-го века. Его дочь Кэрол (Сандрин Киберлейн) не знает, что делать со стариком. Она нанимает бесконечных домработниц, но Клод всегда заставляет их увольняться. В идеале Кэрол хочет посадить Клода дома, но это легче сказать, чем сделать.

Девятью годами ранее сестра Кэрол Алиса погибла в автомобильной аварии во Флориде, но от Клода это утаивали. Он все время ждет, что Алиса приедет, и злится, когда она не отвечает на звонки. Он мечтает попасть на рейс во Флориду и поприветствовать ее, и, когда подворачивается удобный момент, спешит им воспользоваться.

Эта, на первый взгляд, успокаивающая, архетипическая французская комедия к середине фильма начинает превращаться в нечто более трогательное.

Фильм о старении и связанной с ним деменцией, в которую фильм погружается с той же скоростью, что и главный герой. Основанная на пьесе Флориана Зеллера, Флорида — комедия, отражающая горечь старости.

Клод страдает от потери памяти и ясности ума, характерной для пожилых людей. Он с дочерью живет в прекрасном месте, Анси, на озере. Но все устремления Клода направлены на то, чтобы добраться до другой дочери, его любимой Алисы, которая переехала жить в Майами, не зная, не вспоминая или делая вид, что не помнит, что Алиса действительно умерла много лет назад. Флорида — его навязчивая идея, и это приводит к серии мучительных, явно театральных образов в фильме, таких, как повторная шутка о предпочтении сока из апельсинов, поступающих из Флориды, а не из Испании. Флорида — это психическое место, утопия, сказочное место, убежище, как кино в кинотеатре. И драма родится именно благодаря столкновению этого мира снов с реальным, когда Клод действительно прибудет в Майами. Столкновение реальности и вымысла.

Удивительный актер Ж. Рошфор — чистый, светлый. Возможно, он не чувствовал, что умирает, но каким-то непостижимым образом ему удалось отобразить человеческую боль и странную сентиментальность, с которой воспоминания могут одновременно ранить и облегчать. И все это иногда пролетает в лице Жана Рошфора за считанные секунды, как солнечный луч из грозового неба.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *