Великая Британия и маленькая Маша

В сентябре прошлого года я неожиданно оказалась без работы — как гром среди ясного неба. Всего за несколько дней до этого я с облегчением думала, что мне удалось без особых потерь пережить смену руководства и реорганизацию, проработать с новым начальством около полугода и хорошо зарекомендовать себя. «Вот теперь я могу успокоиться, расслабиться и потихоньку вернуться к поискам лучшей работы», — подумала я. Но жизнь внесла свои коррективы.

На предыдущем месте я проработала неприлично долго — 18 лет (!). «Неужели через 20 лет меня, с дулькой на макушке и громадным безвкусным букетом, будут торжественно провожать на пенсию?» — думала я и эта мысль приводила меня в ужас. Но стабильность госслужбы, 100% оплата больничного, 45-дневный отпуск и другие привилегии держали меня на насиженном месте, где всё было так привычно и понятно.

А тут увольнение! Но, как ни странно, потеря работы, став определённым шоком, меня вдохновила. Я ощутила радость, облегчение и свободу! Однако, тревога потихоньку подтачивала моё воодушевление, особенно когда деньги начали таять, пришлось сокращать расходы и жить на пособие для безработных.

В сентябре того года я должна была лететь в командировку в Белфаст, Северную Ирландию, для участия в семинаре. Бывшее начальство сказало, что принимать участие в семинаре я не могу, поскольку больше не работаю в их структуре. Это меня не сильно расстроило: значит не нужно готовиться к выступлению. Однако у меня британская виза, билет Киев-Лондон-Белфаст-Лондон-Киев, оплаченный отель в Лондоне (где я собиралась провести два дня после семинара) и огромное желание путешествовать. Что же делать? Я стала рассчитывать предстоящие расходы. Меня донимали мысли: «О какой поездке может идти речь? Ты безработная! Все силы и время нужно немедленно бросить на поиск работы! Каждая копейка теперь на счету!». Но тут же приводила себе контраргументы: «Деньги за билеты и отель всё равно пропадут; визу в другой раз могут не дать; я буду очень- очень экономной… И самое главное: новые впечатления и эмоции, которые не купишь за деньги!». И я разрешила себе путешествие.

«Неплохо живут некоторые безработные!», — сказала мне сестра.

Путешествия для меня — это всегда благотворная смена обстановки, «выход» за пределы привычек, шаблонов и зацикленности на негативных ощущениях, преодоление страхов и тревог. Элемент неожиданности и непредвиденности в путешествиях особенно заводит: никогда не знаешь с кем рядом окажешься в самолете, поезде или автобусе…

Часть первая. Северная Ирландия

В самолете из Лондона в Белфаст я сидела рядом с мужчиной, который всё время просматривал видео выступлений. Номера были юмористические с элементами пантомимы: мужчина на сцене доставал из огромного саквояжа самые нелепые вещи. Потом мой сосед стал просматривать номер с прозрачным голубым шаром. Актер очень искусно им жонглировал, шар был как будто приклеен к нему и ловко перекатывался по телу. Вдруг я заметила сходство моего соседа с актёром и спросила не он ли выступает на видео. Он улыбнулся и ответил утвердительно. Мы разговорились.

Оказалось, что Шон — жонглер и занимается этим уже 26 лет. Вначале это было хобби, а потом стало профессией. Шон возвращался с гастролей из Голландии. Оказалось, что вес голубого шара — больше килограмма! А с виду он казался пушинкой. Уже вернувшись в Киев я поняла, что «случайно» оказалась в самолете рядом со счастливым человеком, который занимался тем, что ему нравится; ему удалось хобби превратить в работу. Почему я не расспросила как ему это удалось?

И вот Белфаст!

Утром я пошла гулять по городу. Мне хотелось петь, как утреннему петуху от радости. По дороге зашла в «Lidl» и запаслась сендвичем, йогуртом, пирожком и яблоками по самой экономной цене. Теперь с голоду не помру. Решила идти пешком до центра. Город просыпался, открывались магазинчики и разные заведения, мимо мчались по специально отведённой полосе розовые двухэтажные автобусы, развозя детей в школы, а взрослых на работу.

Белфаст мне показался достаточно спокойным и размеренным. Хотя спокойный он только с виду, учитывая историю города и Северной Ирландии. На площади перед мэрией «пасутся» чайки и бакланы вместо голубей, сразу понятно, что совсем рядом море.

В Белфасте есть ряд достопримечательностей: Belfast City Hall (мерия и местный парламент); музей, даже целый Квартал «Титаника» (современное архитектурное сооружение, где можно узнать об истории строительства печально знаменитого лайнера), Albert Memorial Clock (местный Big Ben, построенный королевой Викторией в честь её любимого супруга Альберта). Сохранились красивые здания викторианской и других эпох и храмы, в частности кафедральный собор св. Анны и собор св. Патрика, просветителя и покровителя Британии и Ирландии; Белфастский замок; Музей Ольстера, рынок св. Джорджа и др.

Удалось мне побывать у знаменитой бетонной белфастской стены, украшенной яркими граффити на военно-политическую тематику. В свое время эта стена разделяла кварталы, где проживали католики и протестанты. Сейчас на блокпостах полиции нет и проход для местных жителей и туристов свободный. Улочки Белфаста с многочисленными барами, ресторанами, вывесками, инсталляциями, скульптурами, муралами, надписями тоже очень живописные. После длительной прогулки по городу я села в кафе на углу улиц Chichester и Callender с видом на Belfast City Hall и поняла, что давно этого хотела: сесть в уютном кафе перед большим окном, смотреть на пешеходов, город, двухэтажные автобусы и чаек; никуда не спешить, быть свободной, спокойной и умиротворенной. Я очень ценю такие моменты полного расслабления. Обычно я очень тревожная и беспокойная, хотя умело это скрываю. А на столике слоеный пирог с яблоками, ароматный английский чай и проспекты о туристических поездках по Ирландии. Официант спросил: «Milk?». “Of course!”, воскликнула я. Это ведь Англия, традиции, знаете ли. Чай нужно пить в строго определённое время и обязательно с молоком.

После этого бесплатная пешеходная экскурсия по городу. Гид рассказал, что даже в наши дни только 15% ирландских школьников посещают интегрированные учебные заведения (где учатся вместе католики и протестанты). 85% учеников обучаются либо в католических, либо в протестантских школах, где церкви имеют значительное влияние. В этому я убедилась в последний день пребывания в Белфасте, когда, прячась от холодного дождя, укрылась в соборе св. Петра. Это большой и красивый католический собор. Там как раз шла служба и причастие, людей было очень много, в основном школьники-подростки в форме серого или коричневого цветов. Снаружи их ждали школьные автобусы. Я поняла, что учеников местных католических школ привезли в церковь на службу. В конце службы священнослужители стали возле выхода и провожали прихожан, общались с ними, желали хорошего дня. Это было очень душевно. Когда я вышла, на улице светило солнце, и я смогла продолжить свой путь.

Экскурсия по городу была интересной, но я мало что запомнила. Гид слишком много и быстро говорил о деталях конфликта в Северной Ирландии и Белфасте, что у меня вызывало грусть. Потом он рассказывал об ирландцах, и я поняла, что мы, украинцы, с ними похожи. Экскурсовод, заметив это, сказал: раз ты чувствуешь себя ирландкой, значит ты ирландка!

На третий день, я поняла, что мой интерес к Белфасту немного поостыл. К счастью, в этот день я поехала на экскурсию на северное побережье. Впечатления были невероятные! Я получила море эмоций от суровых красот севера и побережья, где скалистые обрывы стоят в холодном море, а ветер такой холодный и пронизывающий. Вокруг сочная зелень, изумрудные пастбища, где мирно пасутся ухоженные овечьи стада.

В начале поездки я поссорилась с Полом, нашим водителем и гидом. Даже пожалела, что поехала. Этот занудный ирландец во время каждой остановки демонстративно ставил на выходе из маршрутки часы и требовал возвращаться вовремя. При этом времени он давал слишком мало. Например, мы остановились, чтобы взглянуть на полуразрушенный замок и сделать фотографии. Этот сноб дал нам 5 (!) минут. За это время я едва успела сфотографировать свою соседку, девушку из Бомбея. Конечно, мы с ней не успели зайти в маршрутку вовремя. И Пол поехал без нас! Я была в бешенстве и решила: пусть катится отсюда, без него доберусь! Но, в итоге, он остановился и забрал нас. Я ему так и сказала «I am so angry with you!». Он ответил, что также зол на меня! После этого мне стало легче.

Во время одной из остановок мы грелись в кафе и к нам подошел мужчина, наш сосед по маршрутке. Я его заметила раньше и решила, что он похож на немца. Мы разговорились. Он сказал, что очень понимает мою злость на Пола. Рассказал, что сам он венгр, но более 30-ти лет живет в Австралии. В Мельбурне 23 года назад он ставил шоу «Титаник»: в помещение, оборудованное как борт печально известного лайнера, приходили люди в одежде ретро начала XX века. С помощью спецэффектов создавалось впечатление плывущего корабля. Актёры подыгрывали им. Стоимость билетов была разной, в зависимости от условий: верхняя палуба для «аристократии», нижние палубы для более бедных. Потом участники шоу ужинали под аккомпанемент оркестра. Это шоу было очень популярным в Австралии. Именно на судостроительных верфях Белфаста был построен знаменитый «Титаник» и отсюда ушел в своё первое и последнее плавание. В очередной раз я подумала о том, как интересно встречать таких разных людей со всего мира.

Часть вторая. Лондон

И вот наконец Лондон! Поздно вечером, во время снижения к аэропорту Хитроу, когда самолет скользил над английской столицей, я просто обалдела от её размеров: как будто нет ей конца и края, огни всех цветов и интенсивности разбросаны до самого горизонта и дальше. Никогда не видела таких огромных мегаполисов — дух захватывает и чувствуешь себя участником космической саги!

Долго искала отель, выйдя из метро, спрашивала всех, кого встречала. Люди оказались очень приветливыми и доброжелательными: швейцар одного из отелей (мы с ним потом не раз здоровались и обменивались новостями), английская леди с собачкой и тунисские студенты…

Место оказалось чудесное, в центре города, рядом с Альберт-холлом, Гайд-парком, Кенсингтонским дворцом и садами, Музеями естествознания и Виктории и Альберта. С утра начала знакомство с городом с Гайд-парка, он огромный и очень ухоженный. На Palace Gate выпила чашечку лате. При этом пришлось поделиться конфетой с лондонской вороной, которая сразу дала понять, что не отступит. А я люблю настойчивых! После этого я двинулась в самый центр. Погода стояла пасмурная, намечался дождь, как и положено для Лондона.

Испытав культурный шок в связи со стоимостью одноразового проезда в метро, я вначале решила перемещаться пешком. Однако я не вполне осознала лондонские масштабы. Дойдя до конца Гайд-парка, я поняла, что мои ноги «отваливаются». Где взять силы, чтобы идти дальше?

Мой выбор средства передвижения по городу был очевиден: велосипед! Всего 3 фунта в сутки и колеси сколько хочешь. Главное: следить за временем и приезжать на стоянку до истечения 30 минут каждой поездки. После этого следует получить в терминале новый код и снова садиться на велосипед. Опоздаешь, и с твоей карточки автоматически снимается 3 фунта, а отсчет суток начинается заново. Пару раз я «попалась», когда мне захотелось попить чай на набережной Темзы, и я не успела вовремя найти велосипедную станцию. Их по городу довольно много, но нужно знать места, предварительно изучив карту и заранее спланировав следующую пересадку.

Итак, я за рулём! Могу смело заявить: велосипед в большом туристическом городе — вещь крутая! Особенно для преодоления больших расстояний (парков, аллей, длинных авеню). Однако практически бесполезная в наиболее популярных для туристов местах. Я боялась ездить по дорогам и старалась перемещаться по тротуарам (тогда еще не знала, что это нарушение правил дорожного движения). В результате совершила ряд правонарушений — наездов на пешеходов. К счастью, обошлось без жертв.

Через некоторое время я поняла, что и ездить уже не могу, нужно отдохнуть. Огляделась, людей много, все скамейки заняты. Но тут увидела, что нахожусь рядом с Национальной Галереей. О счастье — вход бесплатный! Я поняла, что это мой уникальный шанс. Itfinally happened — я присела на скамейку в Галерее. А вокруг шедевры Боттичелли, Ван Гога, Веласкеса, Тициана, Босха, Рубенса, Моне… Реально хорошо сижу! Хочется посмотреть все, а сил ходить нет. В таком состоянии и шедевры не в радость. Ухожу с намерением вернуться. В гостинице ложусь на кровать без сил и сразу засыпаю.

Следующий день — суббота, солнечная погода. Мне повезло. Каталась вдоль Темзы на велосипеде в радостном настроении. Потом доехала до Вестминстерского аббатства, но зайти туда не удалось, была большая очередь. Снаружи оно великолепно: старинное и очень изысканное здание. Совсем другое впечатление производит Парламент: утонченные, острые элементы, стремящиеся вверх. Биг Бен был укутан в строительных лесах, только циферблат виднелся. То ли дело площадь и улица Пикадилли! Там кипит жизнь: бродят и сидят толпы людей, зазывают уличные артисты, манят магазины и рестораны, пробегают красные автобусы, повсюду реклама.

Что мне очень понравилось в Лондоне — так это уличные шоу. Я наблюдала два из них на площади Пикадилли и возле London Eye. Суть одного из них состояла в том, что артисту, который объявлял, что он начинающий и очень переживает, нужно было забраться на о-о-очень высокое сиденье одноколёсного велосипеда. Он объяснял задачу зрителям, собравшимся вокруг, и просил их о помощи. Несколько добровольцев заходили в круг. Артист говорил помощникам, куда становиться и что делать. Следующие минут 30 он очень медленно добирался до сиденья по спинам и головам добровольцев, создавая впечатления, что перед ними дилетант. Например, со всей силы упирался рукой в голову и лицо одного из них, потом становился ему на плечи, изо всей силы шатался, едва не падая. Помощники уйти не могли, поскольку иначе артист упал бы, и пирамида развалилась. Он дико извинялся перед ними за неудобства, но старался всячески выставить их в смешном виде. В это же время он на шикарном английском языке рассказывал разные байки о своей «жизни». Как он учился на юриста и подавал большие надежды, но на вечеринке напился с друзьями и устроил дебош. В результате его выгнали из колледжа, а отец заявил, что видеть его не хочет. Он, бедный, скитался по улицам Лондона и прибился к циркачам, работал акробатом и клоуном. Но и из цирка его выгнали, поскольку он соблазнил жену директора, которая ушла с ним. Теперь у него пятеро детей, которые плачут и просят кушать, поэтому только на зрителей вся надежда. И так далее… В конце оказалось, что он очень ловко умеет ездить на одноколесном велосипеде. Но это была уже вторая часть шоу.

Возвращаясь вечером на велосипеде в отель я немного заблудилась, поскольку уже стемнело. Спускаясь по улице, я увидела весёлую мужскую компанию с бокалами. Они вышли из бара и общались на свежем воздухе. Я остановилась и спросила, как проехать к Альберт-холлу. Они очень охотно стали мне объяснять дорогу, но давали противоречивые данные, видно хорошо выпили. Увидев сумку с надписью о проекте Совета Европы, один из них спросил, не работаю ли я в Страсбурге. Потом они начали спорить о моём акценте: немецкий, датский или французский («Сейчас мы угадаем!»). Я сказала, что вообще-то я из Украины, но они почему-то удивились. Наконец самый говорливый протянул мне руку и сказал: «Harry». Я тоже представилась. Harry спросил: «Какая у тебя любимая песня?». Я как-то от неожиданности замялась, вспоминая, и ответила, что любимых песен много. «Спой нам». На русском и украинском петь постеснялась и затянула любимую песню «Рафаэль» Карлы Бруни. Завершив первый куплет, я скромно замолчала, но зрители попросили продолжать. Я подумала: «Что я теряю? Я в Лондоне, где меня никто не знает и не расскажет о моем «позоре», почти ночь; завтра улетаю и вряд ли увижу еще Harry и его друзей…». В итоге я допела песню до конца под аплодисменты лондонских банкиров. Так что и мне довелось выступить на лондонских подмостках. Когда я садилась на велосипед, Harry сказал: «Возвращайся к нам на вечеринку!». Было заманчиво, но я побоялась и очень устала. Озвучив последнюю версию, я умчалась в темноту искать Альберт-холл. Harry успел мне крикнуть: «Будь осторожна!». Свои лондонские спонтанные гастроли запомню навсегда.

Возвращаясь с последней прогулки по Лондону, присела на парапет напротив Букингемского дворца и загрустила. Осознала, как мало я понимаю в этой жизни! И как хочется понять, познать. Глядя на старинные здания ощущала себя маленькой и несмышленой, и просила город позвать меня снова к себе в гости. Мне нравится открывать этот старый и все же новый мир. Я не хочу устать это делать.

4 Responses

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *