Начало осени с её замечательными Днём знаний и Днём работника образования всегда, пусть и по-разному, находит отклик в душе: у школьников и студентов — это предвкушение встречи с товарищами, с которыми не виделись всё лето, новых открытий и академических побед; у родителей — светлое волнение за детей, приступающих к нелёгкому кропотливому труду.
Эта пора дарит самые тёплые воспоминания о годах учёбы и искреннюю благодарность своим учителям. А ещё в эту пору хорошо прочитать что-то подходящее моменту, например, из нашей подборки, собранной по понятному всем душевному поводу.
Чарльз Диккенс, «Жизнь Дэвида Коперфилда, рассказанная им самим», 1850 год.
Вне сомнений, что этот фундаментальный роман классика английской и мировой литературы не о школе или школьной жизни, но на нашу книжную полку он попал благодаря 14 главам, в которых описано пребывание главного героя в Сэлем-Хаус, закрытой школе для мальчиков.
Читая (перечитывая) эту часть романа, можно изучить суровость условий пребывания учеников в школе и распорядок дня, систему образования и методы воспитания, взаимодействие и отношения между учениками и учителями в классах и вне оных в Англии XIX века.
Благодаря тому, что повествование идёт от имени Дэвида, читатель «влазит в шкуру» маленького наивного и добродушного мальчика, волею судеб оторванного от семьи и брошенного в пучину одиночества, лукавства, жестокости. Роман можно считать «полевым исследованием» влияния детских психических травм на взрослую жизнь и это делает его актуальным и интересным.
У романа «фирменный диккенсовский» счастливый конец (герой выжил, вырос и состоялся во всех отношениях), но всем, кто растит, учит, воспитывает, стоит помнить предупреждение из телевизионной рекламы: «Не пытайтесь повторить это в реальной жизни!».
Антон Чехов, «Учитель», 1886 год.
Пользуясь современными понятиями этот рассказ можно отнести к категории чёрного юмора. Действительно, в юмористическом произведении читателю представлены мысли, чувства, поступки смертельно больного учителя фабричной школы Фёдора Лукича Сысоева. Комизм ситуации в том, что, несмотря на тяжкий недуг, педагог продолжает стремится к всеобщему признанию своего профессионального первенства, подозревает коллег в нечестности оценок результатов его учеников, упивается тем, что фабричное начальство ценит его больше других (посредством бóльшего годового жалования, почётного места за столом на званом обеде).
Антон Павлович Чехов, в силу известных причин, в своих произведениях часто поднимал тему смерти, поэтому этот рассказ можно рассматривать как мягкую вакцину конца XIX века от бездушного карьеризма, которым современный мир всё также болен.
Читаем с детьми
Леонид Пантелеев, «Буква «Ты», 1945 год.
Уже само название этого рассказа вызывает улыбку, так как даже дети знают, что в азбуке буквы «ты» просто нет. Дальше читателей захватывает добрая и весёлая история из жизни учителя и его «четырех лет пяти месяцев» ученицы Иринушки. Хорошо читать этот рассказ с дошкольниками: дети хватают на лету комизм ситуации, а взрослые получают маленький урок большого терпения и любви, которые и есть главные факторы обучения детей во все времена.
Константин Паустовский, «Умолкнувший звук», 1957 год.
Добро пожаловать на открытый урок литературы! «Открытый» не в смысле присутствия строгой комиссии на последних партах, а потому, что события рассказа происходят в открытой морским ветрам и волнам бухте, а действующие лица — открыты и бесхитростны в мыслях и поступках. Этот рассказ полон подсказок, как нужно общаться.
Каких подсказок?
Например, щедро делитесь своими знаниями всегда, а не только, когда за это платят (это подсказка учителям).
Дерзайте в познании прекрасного, интересного и поучительного, без страха выйти за рамки заданного (это уже подсказка ученикам).
Не бойтесь начинать говорить первыми о том, что знакомо и поучительно (это опять учителям).
Слушайте говорящего, даже если его экспертность не подтверждена галереей дипломов (это ученикам).
Люди учатся у людей (а это подсказка нам всем).
Следование этим подсказкам способно преобразить общение учителей и учеников, вдохнуть в него жизнь, как это произошло с сухим и малопонятным словом «гекзаметр», наполнившимся историей человеческого гения и шумом волн, накатывающих и отступающих от морского берега.
Валентин Распутин, «Уроки французского», 1973 год.
То, что каждый ученик — это вселенная, неповторимая личность, требующая индивидуального подхода, — прописная педагогическая истина. Но как найти упомянутый подход в лабиринте ежеминутных страданий пятиклассника, оторванного от семьи и родного дома, недоедающего, скудно одетого, подверженного насилию, с множеством комплексов и витиеватых представлений о достоинстве и рамках допустимого?
Такие случаи и являются моментом истины и настоящим испытанием глубины усвоения университетских дисциплин и курсов. Когда же науки бессильны, то всё решает любовь, которая «всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Такая любовь творит целожизненное чудо, даже если из видимого от него остаётся только пара яблок.
Читаем с детьми
Аша Фредриксон, «Приключения пусяки Сани. Перевод с лапландского Тамары Нестеренко», 2015 год.
Может показаться, что поле детской литературы, многократно и глубоко перепаханное, не способно дать новых сказок, а если новым сказкам и суждено появиться, то произойдёт это не у нас, а в какой-то далёкой экзотической стране.
Ан нет! Сказочная повесть днепровской писательницы опровергла все пессимистические суждения.
Описанное в книге длинное путешествие мелких грызунов под предводительством «морской волчицы» Эсмеральды не только забавляет, смешит и развлекает, но и учит. Учит понимать и принимать окружающий мир, дружить и помогать соседям, с которыми мы этот мир делим, преодолевать без уныния трудности и препятствия, а ещё с восхищением смотреть в ночное небо, где среди прочих созвездий сияет красавец Орион с тремя яркими звёздами в поясе.