КАК СБЫВАЕТСЯ СКАЗКА, или HOW THE FAIRY TAIL CAME TRUE

В 1903 году известный европейский драматург Метерлинк написал пьесу «Чудо святого Антония», которая была поставлена лишь в 1920 году в Париже и вызвала резкое неприятие как со стороны критиков, так и со стороны зрителей.

Святой Антоний, герой этой пьесы, приходит в обыкновенный европейский дом начала XX века, где только что совершилось несчастье — умерла знатная и крайне богатая хозяйка. На похороны собрались родственники и знакомые, но они совершенно не тяготятся этой смертью, напротив — они, наконец, дождались момента, когда значительное наследство госпожи будет разделено между ними. Они все — верующие люди, но Бог не входит в расписание их повседневной жизни. И потому, когда святой Антоний приходит в этот дом и говорит, что он хочет воскресить хозяйку, ему не только не верят, в нём не узнают посланника Божьего, а принимают за обыкновенного бродягу и проходимца. Никто и не думает пускать его к почившей. И лишь во втором действии пьесы, чтобы, наконец, избавиться от назойливого гостя, его пропускают ко гробу и чудо совершается — к величайшему негодованию всех собравшихся. Родственники настолько возмущены, что немедленно вызывают полицию арестовать святого. И пришедшие полицейские говорят: «Он уже третий раз бежит из больницы. Понимаете, он — того. (Стучит пальцем по лбу.) И каждый раз, когда он вырывается на свободу, выкидывает одни и те же штуки: лечит больных, выпрямляет горбатых — отнимает хлеб у докторов. Словом, совершает уйму противозаконных поступков».

Чудо, которое совершает святой, здесь никому не нужно. Всем будет лучше, если наследство действительно разделят без божественного вмешательства. Такое вмешательство не нужно никому из собравшихся, не нужно, чтобы христианство ворвалось в их жизни, как горный ветер высочайшей перемены. Отец Георгий Чистяков, комментируя эту пьесу, говорит, что «современному человеку удобна религия, но не нужно чудо, не нужно реального Божьего вмешательства в жизнь. Оно только всё портит. Оно только ставит всех в неловкое положение».

Люди, даже верующие, слишком часто стараются закрыться от прикосновения Бога, потому что оно непредсказуемо и не вписывается в их представления о счастье. И получается, что на самом деле людям не нужно и небо. Джон Толкиен говорил, что именно по этой причине взрослые не читают волшебные сказки — ведь там сохраняется подлинное понимание вещей, а всё подлинное в мире взрослых считается ложным. Как в пьесе Метерлинка, где почтенные и солидные люди научились говорить всему самому важному в жизни — «не важно!».

В 60-х годах XX века в Англии одна девочка школьница написала письмо всемирно известному сказочнику Джону Толкиену, и спросила его, как бы он определил смысл жизни и наше место в ней. Сказочник отнёсся к письму девочки со всей серьёзностью и ответил ей: «Дорогая мисс, прежде чем ответить на ваш вопрос я хочу в свою очередь спросить вас — верите ли вы в Бога? Ведь если человек не верует в Творца, то все вопросы о смысле и назначении в жизни будут только лишь пустым звуком».

Толкиен хорошо знал, что говорил, ведь он сам принадлежал к поколению, пережившему две мировых войны, к поколению, прозванному литературными критиками «потерянным». И действительно, читая английские романы тех лет, мы видим много боли и разочарования, много проклятий в адрес истории и времени. Но не таков был сам Толкиен, который противопоставил отчаянию и боли евангельскую веру в то, что всякий добрый человек непременно приходит к счастью.

И хотя взрослые считают такие мысли всего лишь глупостью, но мир всегда остаётся светлым для доброго человека, как писал о том Толкиен «Тьма не вечна и не так уж много места занимает она в мире. А свет и высшая красота за её пределами пребудут вечно».

Читая ленту новостей, наполняешься ощущением, что Бог давно утратил контроль над миром, и всюду безраздельно царствует зло. Такое положение, впрочем, исходит не из реальности, но как проекция сердец высказывающихся людей, чьи заботы (веруют они или не веруют) — совершаются вне Бога, вне сути и красоты.

И хотя мир полон света и смысла, но они в нём — глухие башни без дверей и окон…

Чувство сказки, чувство хорошести мира основано на ощущении реальности Бога, Который и делает мир живой сказкой. Но нужно чистое и доброе сердце, чтобы понимать такие вещи. Мир существует как восхищение, а сказка помогает доброму человеку видеть это.

В мире лишь немногие идут небанальным путем. И все они, в отличие от «людей серости», переживают: нужна ли небу их непохожесть на ложь? В сказке «Гарри Поттер и орден Феникса» одна героиня говорит об этом Поттеру: «На месте Сам-Знаешь-Кого я бы хотела, чтобы ты чувствовал себя одиноким…».

Сказки для того и существуют на свете, чтобы открыть людям эту удивительную возможность: жить полнотой, не боятся быть подлинными в решениях, словах и мыслях, не страшиться высоты и подниматься вверх.

Есть фильм об одном советском начальнике, который узнал, что в его город должен приехать с концертом Высоцкий. Начальник страшно испугался: что скажут «наверху»?  И стал чинить всевозможные препятствия. В итоге он растерял в себе остатки человечности, разругался со своей семьёй, которая ждала приезда поэта. А когда концерт всё же начался, он позвонил начальству и сказал, что ничего не смог сделать. Ему ответили, что не возражают против приезда Высоцкого…

Чиновник уронил трубку, а потом, глядя на свою жизнь, растерзанную в угоду карьеризму, заплакал и устремив взгляд наверх, закричал: «Так неужели с самого начала было можно?!».

А сказки для того и пишутся, чтоб напоминать людям, что любой из нас с самого начала, всегда и везде может быть человеком. Ведь поставил нас на это — Сам Бог…

2 Responses

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *