В декабре позапрошлого года, когда заголовки газет кричали о наступающем конце света, я отправилась в магазин за новогодними игрушками. Да, у меня уже есть две огромные коробки таких игрушек, и я много раз обещала себе не покупать их больше, но в очередной раз пошла на сделку с совестью: игрушки игрушками, а свечи – вещь для Рождества не просто нужная, но и мистически оправданная.
И вот я в магазине, в окружении сказочной мишуры, навевающей детские воспоминания о Празднике, подарках, ожидании чего-то нового и обязательно хорошего. Пересмотрев множество длинных и коротких свечей, с запахом и без, выбрала наконец те, что были по душе, и направилась к кассе. Там уже стояла грустная полная женщина, в руках она держала три огромные пачки самых простых незатейливых парафиновых свечек. «Все равно конец света скоро, вот, запаслась. Купила дешевые, до машины б донести…» – сказала она, обернувшись ко мне и немного смущаясь.
Время идет, позади столько раз предрекавшийся конец света и неизменно приходящее Рождество. Долгожданная весна весело вступает в свои права, обещая Праздников Праздник. А я все ищу нужные слова для той грустной женщины, так легко поверившей то ли шарлатанам, то ли предсказаниям далекого языческого племени и незрячим провидцам. До сих пор мечтаю сказать ей что-то важное, найти нужное слово, убедить, что все это неправда, что конец света Писание связывает не с датой или отсутствием электричества, а с оскудением любви в людях. Сказать так, чтобы слово это дошло до самого ее сердца, и она улыбнулась, подумав: «И правда!». Ведь женщина, как та самая любовь, – никогда не перестает ни любить, ни заботиться о своих близких, она готова жертвенно служить им, пока дышит. Как вселить в нее веру, что бескомпромиссно любящее женское сердце может стать залогом, гарантией и спасением от вселенской катастрофы?
* * * *
Скоро еще один праздник, для православных – легкомысленный и ненужный. И дело не в его светскости, а в том, что его создатели преследовали далеко не христианские цели. Мы, женщины, и не спорим. Но с приближением на календаре 8 марта мы чему-то улыбаемся, на что-то надеемся и задумчиво следим за подтаявшим снегом. Масштаб наших раздумий нешуточный: удастся ли надеть туфли на каблуках? «Сосуд немощнейший», сказал бы апостол Павел, и был бы совершенно прав. Но, к сожалению, сегодня доброму юмору или здоровой критике предпочитают циничную иронию относительно нашей отсутствующей логики или создания женщины из единственной кости мужчины, лишенной мозга. А анекдоты о блондинках – вообще любимая тема радио и телевидения. Но, невзирая на все насмешки, нельзя не сказать несколько слов о том, чем действительно, по-настоящему сильна женщина, в чем ее главное достоинство. Женский мозг отличается от мужского, но и женское предназначение иное. Чтобы почувствовать себя человеком, не обязательно бороться за равные с мужчиной права, достаточно правильно осмыслить это предназначение и верно следовать ему.
Каждая из нас – королева. Независимо от того, какое место в жизни мы занимаем. Замужние и незамужние, мамы, бизнес-леди, учителя, поэтессы, врачи, домохозяйки, водители трамваев и премьер-министры – все наделены от Бога королевской властью. Только она не в видимых ее атрибутах, и нет у нас под подушкой припрятанной короны или скипетра. Наша власть таится в сердце, которое способно самоотверженно любить и этим менять все, даже ход истории. И хотя эту непослушную мышцу часто обвиняют в неподчинении трезвому рассудку, благодаря сердцу женщина способна больше понимать, чем думать. А как иначе стало бы возможным прощать то, что нельзя простить? Любить, принося в жертву самое дорогое – саму себя? Терпеть ради надежды на лучшее грубость, равнодушие и предательство не в себе, а в любимом человеке? Переносить все скорби материнства с отрадой и великодушием? Словом, жить наперекор здравому смыслу – что это: глупость или талант, подаренный свыше?
Яркий пример – жизнь застенчивой и внешне непривлекательной Элеоноры Рузвельт. Став женой успешного молодого политика, она в один день превратилась в даму высшего света. Родив сенатору шестерых детей, была рядом с ним во всех командировках, участвовала в политических дискуссиях, восхищая мужа пытливым умом. Но ее мир рухнул в одночасье, когда она узнала, что Франклин ей изменяет. Уговоры мужа и матери помогли побороть мысли о разводе. А может, пресловутая женская интуиция не позволила бросить мужа в преддверии нелегкого испытания, когда врачи поставили ему пугающий диагноз – полиомиелит. В то время он уже был вице-президентом страны. Молодой, измученный болезнью мужчина не сломался только благодаря единственно близкому человеку. Жена стала его ушами и глазами, проводила за него деловые встречи, ездила на конференции, готовила доклады. Франклин Рузвельт стал президентом Соединенных Штатов, сидя в инвалидной коляске. Элеонора была рядом четыре срока его правления. Хозяйка Белого дома большую часть своего времени проводила в больницах, трущобах, тюрьмах. О ее простоте ходили легенды. Тем временем президент вывел страну из депрессии, помог победить фашизм. После его смерти за ней навсегда закрепился титул «Первая леди мира». Что способствовало этому – амбиции, удача, логика или красота душевных качеств?
Слова Спасителя «оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене своей» (Мф. 19:5) наталкивают на мысль, что женщина – сильная опора, и на нее можно положиться. Чтобы лишний раз убедиться в этом, достаточно посетить не самое достопримечательное место на земле – тюрьму. В колониях строгого режима мужчины сыты домашними блинчиками, их одежда выстирана заботливыми руками тех, кто ждет не дождется своих суженых на свободе. Женские тюрьмы, напротив, по полгода не навещают близкие, и одиночество там страшнее смертной казни.
«В женской половине человеческого рода заключены великие силы, ворочающие миром. Только не поняты, не признаны, не возделаны они ни ими самими, ни мужчинами, и подавлены, грубо затоптаны или присвоены мужской половиной, не умеющей ни владеть этими великими силами, ни разумно повиноваться им от гордости. А женщины, не узнавая своих природных и законных сил, вторгаются в область мужской силы – и от этого взаимного захвата – вся неурядица», – удивительно, что это мнение не пострадавшей стороны, а замечательного русского классика И. А. Гончарова.
Феминизм – это всего лишь следствие, и, как у любого явления, у него есть свои причины. Не стоит всю вину перекладывать на хрупкие плечи слабого пола, даже если он с каждым днем становится все более независимым и сильным. Женщина была бы рада стать помощницей своей половинке, но не в лежании на диване и не в подношении охлажденных бутылок пива. К счастью или беде, прошло то время, когда мужчине приходилось идти на охоту, чтобы прокормить свою семью. Или валить лес ради тепла в хижине. Непонятно, что произошло раньше – потеря мужественности сильным полом и, как следствие, женственности – слабым, или наоборот. Но теперь, когда многое решается нажатием кнопки, женщина неплохо научилась справляться и с этой задачей. Помимо посудомоечной и стиральной машин, ей удалось освоить и последние достижения техники. Благодаря не только высшему образованию, она занимает высокие должности и успешно справляется с финансовыми трудностями. Пресловутая женская логика и интуиция помогают в чем-то пойти на компромисс, а где-то, наоборот, проявить стойкость в принципиально важных вещах. Но что может заставить женщину отказаться от заманчивых перспектив и соблазнительных возможностей и вернуться к плите или детской кроватке? Пожить в свое удовольствие, «для себя» не свойственно ее натуре. Она счастлива, если может исполнить свой долг, послужить кому-либо – то ли мужу с детьми, то ли сирым и убогим, словом, нуждающемуся в ней человечеству. И вера может стать незаменимой помощницей в ее служении.
Вера дарит не только смысл жизни, но и твердость духа. И радостно сознавать, что не только иезавели и иродиады были рождены среди нас. Жития святых жен насчитывают не одну страничку. Добродетель, взращенная верой, способна стать если не короной, то хотя бы бесценной диадемой в гардеробе той, «что коня на скаку остановит». В сердцах жен-мироносиц не оставалось места для сомнений. Они интуитивно чувствовали, что распятый Учитель жив. И тоже боялись, но не прятались по домам, как те, что обладали холодным рассудком. Поспешили к Нему и были удостоены чести первыми узнать о Воскресении. С тех пор прошло немало времени, а женщин в церкви и поныне – «молчащее большинство». Может быть, потому, что здесь она вполне ощущает себя на своем месте? Здесь она не унижена, не оскорблена, а с трепетом осознает себя «сонаследницей вечной жизни» (1 Петр. 3:7). Христианство никогда не было категорично в отношении ее призвания. Строгое указание «женщина в Церкви да молчит» (1 Кор. 14:34) избавило нашу Церковь от женского священства, но не избавило, слава Богу, от проповеди равноапостольной Нины и Марии Магдалины. Новый Завет неоднократно призывает женщину к «нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петр. 3:3,4), но эти слова прекрасно уживаются на его страницах с благословением самого Спасителя: «Дерзай, дщерь!» (Мф. 9:22). Толковый словарь Ожегова дает такое пояснение к слову «дерзать»: «смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому». Вот тут и возникает последний вопрос: к чему стремится современная женщина? Какие цели ставит перед собой?
Да, мы – непредсказуемые мечтательницы, эмоциональные болтушки, тщеславные модницы; мы во многом безрассудны, но все же можем стать той самой солью, которая не имеет права потерять свою силу. И даже если приосанимся и прихорошимся к празднику 8 Марта, то все равно не забудем, что мы – мироносицы. И великодушно послужим нашим близким. Даже тем, кто любит беспощадно посмеяться над нашей необъяснимой логикой.
* * * *
Совсем скоро мое шепелявое счастье выйдет на сцену и обязательно будет выискивать глазами свою маму среди волнующегося зала. И ей, моей белокурой дочурке, совсем не важно, в каком году и при каких обстоятельствах придумали этот неоднозначный праздник. А я не нахожу в себе решимости отказаться от удовольствия послушать самые добрые стихи на свете. Нет, я не стану посвящать ее в перипетии политических ошибок и далеких исторических событий, а сяду в зрительном зале среди красиво одетых мам и, как и все, буду держать носовой платок наготове. Когда-то дочка вырастет и вступит на нелегкий путь женщины. Очень надеюсь, путь мироносицы.