«Не бойся, Я с тобой»

Малодушие — это трясина. Это та часть нашей душевной почвы, которая сформировавшись в детстве, у многих приобрела устойчивые черты характера. Такая трясина не может дать сил душе, но способна забрать из нее то немногое, что с трудом удалось приобрести. О, сколько наших сил ушло и уходит в трясину малодушия!

Иногда мне становится страшно и тревожно. Это неприятно. Я, как маленький ребенок, боюсь и ощущаю свое бессилие перед чем-то грозным. В такие моменты я вспоминаю о Боге. Молитва идет от сердца. Я молюсь и взываю к Отцу. Это настолько естественно, что происходит само собой. Инстинктивно. Но нет в этой естественности ни любви, ни доверия. Понимание этого приходит намного позже, когда я спокоен и могу размышлять.

О чем я думаю в эти минуты страха? Ход моих мыслей прост и понятен. Много лет назад, маленьким человеком, я целиком зависел от своих родителей, я боялся их неодобрения и стремился изо всех сил заслужить их любовь. Теперь я боюсь Его наказания и отвержения. Боюсь, что Он вдруг лишит меня своей поддержки, любви и покровительства.

Целый поток чувств может пройти через меня в такие минуты. Страх и тревога, отчаяние и беспомощность, незащищенность, разочарование, досада и уныние, неуверенность, отвращение к себе. И я бесконечно каюсь, оправдываюсь, ругаю себя и других, торгуюсь и даю обещания, прошу защитить и избавить меня от чего-то страшного.

Думаю, такие переживания свойственны любому мало-мальски религиозному человеку, верующему в некую Высшую Силу. Но я христианин, или, по крайней мере, пытаюсь им быть. Я задаюсь вопросом: что свойственно мне как христианину?

В нашей церковной традиции есть размышление о страхе Раба, Наемника и Сына. Раб боится прогневать своего хозяина из-за страха наказания. Наемник опасается сделать что-то плохо, так как это грозит уменьшением заработка. Сын же боится огорчить отца своей нерадивостью. Каждый имеет некий страх, но у всех он разный. Страх Божий может начинаться со страха раба, но должен иметь направление роста к страху сыновнему, переходя постепенно в чистую любовь к Небесному Отцу.

Не стоит торопиться и рассуждать, о том, кто я. Раб или наемник? Или с моим стажем духовной жизни возможно уже и сын?

В одних ситуациях я могу быть рабом, а в других наемником или сыном. Достаточно лишь внимательно понаблюдать за собой. Расклад станет ясен. И у каждого он свой. В каждый момент жизни наша душа находится на своем, лишь Богу известном уровне развития. На уровне развития или деградации, в зависимости от направленности моих усилий.

Страх раба… На первый взгляд он вызывает презрение, непринятие или, по крайней мере, снисхождение. Наемник тоже звучит оскорбительно. Я не хочу быть рабом и не хочу быть наемником. Это как-то неприятно. Хочется сразу, минуя младшие и средние классы, стать старшеклассником. Или академиком.

Но в одних ситуациях и обстоятельствах жизни мы и до состояния раба не дошли из-за малодушия. В духовной жизни, чтобы преодолеть свои грехи, надо понять, где находятся корни этих грехов. А чтобы увидеть корни, надо немало поработать над собой.

Малодушие — это трясина. Это та часть нашей душевной почвы, которая сформировавшись в детстве, у многих приобрела устойчивые черты характера. Такая трясина не может дать сил душе, но способна забрать из нее то немногое, что с трудом удалось приобрести. О, сколько наших сил ушло и уходит в трясину малодушия!

Малодушие заставляет паниковать и мешает трезво мыслить. Оно обесценивает наши силы и переоценивает стоящие перед нами трудности. Уступая в малом, ты проваливаешься все глубже. Малодушие, как бумеранг — раз за разом возвращает нерешенную тобой, по недостатку твердости духа, задачу. Вот только с каждым разом это задача становится вдвое сложнее. И в итоге, чтобы выбраться, сил понадобиться потратить во много крат больше.

В русском языке слово «грех», изначально соответствовало понятию «ошибка», «огреха». Аналогично и греки обозначали понятие греха словом ἁμάρτημα, означающим «промах, погрешность, провинность, непопадание в цель», а иудеи — словом ‏חֵטְא‏‎ «хэт», означающим «непреднамеренный грех, промах».

Когда у человека занижена самооценка, когда в его характере присутствует малодушие, а ему постоянно говорят, что он грешный, то недолго и до уныния дойти. Поэтому нельзя застревать на мыслях о своих промахах и ошибках, на мыслях о своей греховности. Надо помнить, что мы созданы по образу Божию, и призваны достичь подобия Его. Надо беспрестанно поднимать попранное знамя своего достоинства, радости и любви. Относиться к Богу, как к заботливому и любящему Отцу.

Если же посмотреть в духовную плоскость, то мы увидим там страх Божий. И страх этот, питаясь нашим малодушием, приобретает фантастические формы. Он чрезмерен.

Святые отцы говорили, что грех — это когда нарушается мера. Отсутствие страха Божия в человеке уводит его от цели и приводит к бесчисленным ошибкам. Чрезмерный же страх перед Богом парализует его волю и добавляет к душевному, мирскому малодушию еще и малодушие духовное.

И, видя бесчисленное множество своих грехов и неудач, устав от своего бессилия, иной махнет рукой и перестанет бороться. Другой же создаст со временем свой «духовный закон». Застрянет в магии обрядов, не понимая или боясь признаться себе в том, куда он попал.

Но на каком бы уровне человек ни был, выход есть всегда. Нужна осознанность и трезвость. Осознанность, как фонарь, направленный внутрь и освещающий тьму нашей психики. Тьму, где своеобразно переплетены корни и гниль, комья земли, песка, воды и глины. Трезвение — как способность на честный диалог с собой и Богом. А диалог с Тем, Кого боишься, возможен лишь, когда страх этот умерен.

Дьявол кроется в мелочах. Не уступайте в духовной жизни в малом, полагая, что это меньшее зло. Думая, что в чем-то важном я себя проявлю. Каждая уступка в малом будет еще сильнее лишать вас сил и духа. Бейтесь за каждую, именно для вас нелегкую «мелочь». Когда вам тяжело, когда кажется что не осталось сил и ничего не получается, в самое время воскликнуть: «Теперь или никогда»!

Наши победы будут укреплять дух, а малодушие будет разрушать его. Проанализировав неудачу, не думайте и не зацикливайтесь на ней. Думайте о своих победах и помните их. Такие мысли будут питать вас, придавая силы.

Не бойтесь ничего. Не бойтесь конфликтов — ни внешних, ни внутренних. Не уходите от них. Конфликт, как кризис в болезни, как кочка в трясине, поможет оттолкнуться в правильном направлении. А страх Божий, осознаваемый нами, будет толкать нас к победе над малодушием.

Попробуйте упражнение: один день — или хотя бы один час — прожить так, чтобы от вас не исходили малодушные и унылые мысли. Попробуйте иметь, по слову старца Паисия, светлые помыслы обо всем. Находите доброе объяснение всему. Прибавьте к этому, по словам отца Андрея (Конаноса), молитву: «Господи Иисусе Христе, спасибо, что Ты меня любишь, прощаешь и принимаешь таким, какой я есть».Чтобы ушли пустые мысли, важно почувствовать, что ты — любимое дитя Бога.

Люди не понимают, что человек — существо, наделенное по образу Божиему мысленной энергией. Своими малодушными мыслями мы привносим в мир дисгармонию и теряем силы. Для здоровой духовной жизни надо иметь и здоровую душу (психику). Вот почему нам нужна осознанность наших реакций, рефлексий и работа над собой. Надо ли говорить, что такая работа над собой принесет нам радость и облегчение еще в этой жизни, а тем более в жизни вечной.

Мы все неофиты. Мы уверовали и встали на духовный путь часто уже взрослыми, а многие и первыми в семье. Впереди глубокий снег по пояс, колючки. Следы наших предков, давно прошедших этим путем, уже заросли колючим кустарником и были заметены снегом. Связь поколений нарушена. Остались только письма, дневники и книги. Нам предстоит каждому идти и падать, протаптывая путь для себя и для тех, кто пойдет за нами. Падать от бессилия и отчаяния, лежать, согреваясь теплом молитвы, вставать, идти вперед и радоваться жизни.

Знакомый флотский рассказывал, что слышал о таком петровском указе, по которому, если нашли пьяного матроса, не вернувшегося из кабака на корабль, но лежащим головой в сторону своего корабля, то отделывался такой гуляка лишь легким испугом, мол, перебрал, конечно, но все же стремился назад, хоть и не дошел.

И бойтесь, и радуйтесь, но идите вперед. Доверие и любовь к себе и к Богу силой берутся. Господь помилует нас не за результат, а за старание!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *