Человек ангельского смирения

Несколько лет назад, исповедуясь одному из старейших священников города Харькова протоиерею Ярославу Бовтюку (1934-2021), настоятелю Усекновенского храма на улице Алчевских, я услышал от епархиального духовника такие слова: «Самое сильное орудие против тёмных сил — это смирение».

Парус, открытый Господу

Действительно, порою на жизненном пути среди многих людей, которых мы встречаем, ярких и одарённых, самое большое впечатление производит человек простой и безыскусный, человек смиренный. Может, потому есть правота в известной фразе: «Всё гениальное просто». Такие качества, как скромность, смирение сегодня порою являются синонимами человеческой слабости. Между тем смирение — это не призыв «плыть по течению» или, сложа руки, повторять в минуты испытаний: «Что будет, то и будет». Замечательно говорил исполнитель главной роли в нашумевшем фильме «Остров» покойный Пётр Мамонов (1951-2021): «Смирение не в том состоит, чтобы себя втоптать в грязь. Как сказано, что Бог силу Свою за немощью являет — не за той немощью, когда ты лежишь, сам себя втоптав в грязь, и думаешь, что смирился, а в той немощи, когда ты — как повисший парус, весь открылся Богу, ждёшь ветра и говоришь: «Господи, приди ко мне!»

В Благовещенском соборе города Харькова на рубеже 1960-1970-х годов служил протоиерей Михей Дьяченко. В его личном деле, хранящемся в архиве Харьковского епархиального управления Украинской Православной Церкви, неоднократно встречаешь слова «один из лучших священников епархии», а приснопамятный митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак; 1921-2011) называл отца Михея священнослужителем «ангельского смирения».

Семена веры

Михей Иванович Дьяченко родился в крестьянской семье 14 августа (по старому стилю) 1886 года в селении Лозовая накануне праздника Успения Божией Матери, в день памяти ветхозаветного пророка Михея. С раннего детства мальчик рос при храме, часто посещал богослужения со всей искренностью чистой, простой веры в Бога, которую прививали детям в семье Дьяченко. Две сестры будущего батюшки ушли в Трёхсвятительский монастырь в селе Светловщина (Ивановка) Екатеринославской губернии, с именами Аркадия и Ефросиния приняли монашеский постриг.
Родители в 1902 году отдали сына в учительскую семинарию города Славянска, выпускники которой могли трудиться не только на духовном, но и на педагогическом поприще. С 1905 по 1908 годы он учительствовал в городе Изюме, читал и пел в хоре городского Преображенского собора, построенного еще в 1682 году.

Главное желание

Вступление в брак (невеста Михея, Татьяна Семененко, была дочерью диакона), сдача экзаменов в Харьковской духовной семинарии «по богословским и

религиозно-нравственным предметам» вели его к осуществлению главного желания — служить в Церкви. Первым местом служения отца Михея, посвящённого в сан диакона архиепископом Харьковским и Ахтырским Арсением (Брянцевым; 1839-1914) стал Храм Христа Спасителя при станции Борки. «О… величии [храма] можно судить по одному воспоминанию старожилов — когда была солнечная погода, сияние купола люди видели даже на Холодной горе, за 50 километров отсюда», — говорила заведующая народным музеем в Борках Зинаида Николаевна Мотроновская.

После принятия сана священника в 1909 году отец Михей служил в храмах харьковских сёл: Козеевки, Мечебилово, Акимовки, Панютино. Три года трудился противосектантским миссионером, не только просвещал обманутых сектантами людей, но и со всей внимательностью старался помочь исцелиться раненным душам.

Молодой священник — помеха молодой власти

Революция 1917 года, разгул безбожия, чудовищные по своей жестокости гонения на верующих — современником таких событий был молодой священник, своим бескорыстным и преданным служением снискавший народную любовь, которая сопровождала его всю жизнь. Страницы биографии батюшки заполняются в этот период и радостными событиями.

Радость от рождения детей — сына Николая и дочери Надежды, омрачается горем — в 1929 году большевики «раскулачивают» родных братьев Якова и Алексея, распродают имущество и забирают дом отца Михея в селе Акимовке — единственное недвижимое имущество, которым он владел.

В 1930 году его арестовывают вместе с шестью священниками и два месяца держат в ДОПРе ( доме общественно-принудительных работ) города Днепропетровска. В 1932 году арестовывают вновь по обвинению в отпевании Стефана Карповича
Конько, расстрелянного за участие в «Спілці визволення України» — якобы существовавшей антисоветской организации. Так называемый «судебный процесс» , инициированный Советской властью над участниками «СВУ», проходил в 1930 году в Харькове и нанёс сильнейший удар по украинской культуре, когда были уничтожены многие выдающиеся деятели науки и искусства.

У родителя Стефана Конько, Карпа Андреевича, отец Михей держал пасеку, занимаясь пчеловодством, которое, наряду с рыбалкой и собиранием грибов- «тихой охотой», считалось распространённым занятием в среде духовенства.

Третий арест произошёл в 1934 году по обвинению «в проведении контрреволюционной работы, направленной к подрыву советской власти». В документах читаем: «Дьяченко Михе[я] Иванович[а] высла[ли] в северный край, сроком на три года, в город Усть-Вым Коми АССР».

Военные годы

Со страшного сталинского 1937 года до победного 1945-го, принесшего всему миру избавление от фашистской нечисти, протоиерей Михей Дьяченко работал бухгалтером при Алтайсыртресте в городе Бийске, главным бухгалтером отделения Глававтотракторосбыта по обслуживанию Ошской и Джалал-Абадской областей Киргизской ССР. Был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» В 1945 году, уволенный по инвалидности, он вернулся в Харьковскую епархию.

После ссылки: соборный старец

В послевоенное время отец Михей служил в молитвенном доме села Петровка Красноградского района, на приходах сёл Кегичёвка, Орелька. Затем в храмах города Харькова: Казанском, Иоанно-Усекновенском, Трёхсвятительском и Озерянском. С 1969 года исполнял обязанности настоятеля Свято-Благовещенского кафедрального собора. Здесь он стал тем, кем помнят его до сих пор православные верующие — соборным старцем Михеем, хорошим проповедником, строгим и безупречным священнослужителем.

Архивы обретают голос

Когда листаешь в архиве пожелтевшие страницы личного дела протоиерея Михея Дьяченко, невольно погружаешься в эпоху первых двух десятилетий после Второй мировой войны. Здесь и подписи цветным карандашом малограмотных крестьян, просивших церковные власти оставить у них «на приходе дорогого… о.Михея, [который] на своих плечах носил дерево и строил вместе с народом молитвенный дом,.. был… наставником, другом и отцом», и свидетельства гонений от чиновников Совета по делам религии при Совмине СССР, выполнявших обещание Н.Хрущёва закрыть все церкви и «показать последнего попа по телевизору».

«Страшные преступления» соборного старца

10 мая 1962 года уполномоченный Совета по делам религии при Харьковском облисполкоме В.Ходин, в личной беседе указавший отцу Михею, что «уже пора на пенсию», снял его с регистрации (по гражданскому закону, «служитель религиозного культа», лишённый регистрации, не имел права служить). Такой был «подарок» на следующий день после праздника Победы 76-летнему старику, работнику тыла, на содержании которого находился сын, инвалид Великой Отечественной войны, и старшая сестра.

В рапорте протоиерей Михей писал о причинах снятия его с регистрации:
«1) Крестил младенцев в своей церковной квартире, так как церковь холодная, бывает до 20-ти градусов мороза, а сторожки нет. Это делал я с ведома и согласия Райисполкома; 2) Ходил крестным ходом вокруг храма на храмовый праздник, но за 10 лет моей службы на этом приходе ни один раз с обхождением вокруг храма на храмовый день не ходил…3) Освящал хаты, но после получения отношения о запрещении освящать хаты, ни одной не освящал; 4) Однажды во время погребения в одной деревне три километра на кладбище шёл в ризе. Я не снял ризы потому, что была сильная метель, были большие сугробы, и она предохраняла меня от ветра; 5) Ходил с молитвою. Но по своим годам я и раньше много ходил с молитвою. А однажды в одной деревне причащал больную, и некоторые женщины упросили меня зайти к ним, и я в несколько хат зашёл».

Характер

Несмотря на все жизненные трудности, отец Михей Дьяченко отличался миролюбием, простотой, скромностью. Конечно, ему, как и каждому человеку, были присущи свои сильные и слабые стороны. В 1950-х годах епархиальное священноначалие характеризовало отца Михея как «прекрасн[ого] коллег[у], неукоснительн[ого] службист[а] на ниве Христовой». Вместе с тем неоднократные обращения прихожан с просьбой «оставить у н[ас]» или «благословить [к нам на приход] священника Дьяченко Михея, который служил у н[ас] до закрытия церков», вызвали замечание в адрес батюшки: «… но мало дисциплинирован и неоднократно нарушал 39-е правило св. Апостол (пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают)». Побеждая грех гордыни и помня заповедь Христову «Да любите друг друга» (Ин.13,34), отец Михей не забывал и других слов Евангелия: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф.11,29), «… будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа» (1Пет. 2,13). Потому и отвечал своим прихожанам: «Если на это будет воля владыки, то я подчиняюсь».

Не озлобиться…

Духовным стержнем отца Михея была живая вера в Бога, с детства заложенная в его сердце родителями. Вера помогла пережить три тюремных заключения, мировую войну и притеснения в годы «хрущёвской оттепели», обернувшейся для Церкви настоящими заморозками. Испытания не озлобили, а закалили его, и отец Михей вышел из них, как очищенное золото из огня, поднимаясь на ту ступень духовной высоты, которая открывает путь к святости.

С 1969 по 1973 годы протоиерей Михей Дьяченко исполнял обязанности настоятеля Благовещенского кафедрального собора города Харькова и духовника Харьковской епархии. В 1972 году написал прошение об увольнении: «Мне уже восемьдесят шесть лет. Здоровья нет. Слабость одолевает и служить трудно. Смиренно прошу… уволить меня на покой». В 1973 году за 64-летнее безупречное служение Церкви архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) наградил отца Михея похвальной грамотой, в своем слове высоко оценив жизненный пример почтенного старца будущим пастырям.

Протоиерей Михей Дьяченко почил 26 февраля 1979 года и был похоронен рядом со своей матушкой на 9 городском кладбище города Харькова на Алексеевке.

Вопрос из прошлого — смирение для меня и для каждого из нас

Автору данной статьи также довелось соприкоснуться с личностью протоиерея Михея Дьяченко. Восемнадцать лет назад на праздник Святой Троицы слушатели богословско-педагогических курсов при Харьковской духовной семинарии подарили мне книгу 1900 года издания — «Великая Небесная тайна в безконечных Безднах Вселенной». На титульном листе в правом верхнем углу стояла надпись фиолетовыми чернилами: «Из книг прот. М.Дьяченко 1947г 15/VI. Куплена в Харькове». Имя было мне знакомо по изучению истории Харьковской епархии в послевоенный период. Особенно запомнились слова владыки Никодима об отце Михее — «ангельского смирения». Принимая книгу в фонд Церковно-исторического музея Харьковской епархии, я поблагодарил дарителей за прекрасный подарок. Спустя десять лет, после того, как побывал на скромной могиле батюшки и глубже ознакомился с его биографией, я невольно задал себе лишь один вопрос: «Есть ли в нашей жизни, заполненной суетой и эгоизмом, место двум христианским добродетелям — скромности и смирению, которые пронёс через всю свою жизнь харьковский старец, протоиерей Михей Дьяченко?»

Читайте также: «В человеке заключено что-то удивительное и прекрасное…»

Один Ответ

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *